Ярославский музей‑заповедник

Выставка «Свет из глубины. Перламутр в декоративном искусстве»

30.01.2020

В 2020 году Ярославский музей-заповедник продолжает знакомить посетителей с разнообразными коллекциями из музейных фондов. Новая выставка «Свет из глубины. Перламутр в декоративном искусстве» предлагает насладиться красотой художественных изделий, в изготовлении и украшении которых использован перламутр — удивительный природный материал, получивший любовь и широкое применение в самых разных видах искусства. Современное русское название «перламутр» происходит от немецкого слова perlmutter, означающего «мать, производительница жемчуга»; ранее в России его просто называли «раковина».

Перламутр — внутренний слой раковины—жемчужницы, состоящий из мельчайших пластинок арагонита, разделенных воздушными прослойками. Проходя через них свет отражается и преломляется другими кристаллами, создавая при этом эффект радужных переливов. Перламутр образуется как в морских, так и в пресноводных раковинах и, в зависимости от места добычи, имеет разнообразные цветовые вариации. Особенно ценными считаются белые оттенки перламутра с голубым и розовым отливом. Жемчуг образуется только в тех раковинах, моллюски которых способны выделять перламутр. Главными местами добычи морских перламутровых раковин считается Персидский залив, Красное море, острова Тихого океана, Цейлон, Япония. Пресноводные жемчужницы иногда встречаются в реках Северной Европы и на русском Севере. С древних времен перламутр привлекал к себе внимание человека удивительным разнообразием цветов и оттенков, по красоте не уступающих самому жемчугу, а также податливостью в обработке. В разные времена его воспевали поэты, вокруг перламутра и жемчуга складывались легенды, амулеты из перламутра, согласно поверьям, должны были отвращать от человека злые силы и привлекать духов-покровителей. Ожерелья, серьги, браслеты и другие украшения с этим камнем находят еще в гробницах Древнего Египта. Подвески из перламутра в виде рыбок с отверстием для ношения были обнаружены в раннехристианских катакомбах. В Древнем Риме перламутр ценился наравне с жемчугом, считаясь символом мудрости и власти — по легенде, стены дворца императора Нерона были облицованы пластинками перламутра. Во времена Средневековья особенно популярны среди знати были кубки и сосуды, украшенные перламутром — для этих целей употреблялись цельные, изящно закрученные раковины морских улиток, оправленные в серебро и украшенные тонкой гравировкой с изображением мифических морских чудовищ или русалок. Считалось, что напиток, налитый в подобный кубок, исцеляет от тяжелых болезней и продлевает жизнь. Расцвет обработки перламутра в Европе начался с XV в. Во всем мире, в том числе в России, перламутр особенно широко применялся в декоративно-прикладном искусстве. Это ювелирное дело, украшение интерьеров, оружия, шкатулок и утвари. Из него изготавливали пуговицы, запонки, гребни, различные вставки. С древности перламутр используется для инкрустации различных предметов быта, мебели, музыкальных инструментов и изготовления украшений. Представленные на выставке предметы наглядно демонстрируют это искусство. Особое место перламутр занимал в церковном декоративно-прикладном искусстве при изготовлении предметов христианского поклонения. Отдельную группу среди них занимают предметы культа XVIII-XX в., выполненные мастерами Палестины и Афона. В Святой земле — месте паломничества богомольцев из разных частей христианского мира в течение столетий создавались различные церковные реликвии — от маленьких нательных крестиков и иконок до дарохранительниц и запрестольных крестов. В Иерусалиме в начале XIX в. была открыта школа резьбы по перламутру. Резьба создавалась на мелких и крупных раковинах, изготовленные из них изделия являлись художественными произведениями различного уровня, зависящего от профессионализма исполнителя. Как правило, это небольшие подвесные иконки и кресты с традиционными евангельскими сюжетами. На выставке можно увидеть великолепные образцы этой продукции, которые привозились в Россию паломниками. Перламутр в технологической обработке очень сложен, поэтому долгое время мастера применяли только гравировку как наименее рискованный технический прием. Самой тонкой и сложной является сквозная резьба, или резьба на проем. В рельефной резьбе резчик прорезал изображение в глубину раковины, создавая некоторый зрительный объем. В этой технике выполнено большинство представленных на выставке икон на раковинах. В России широкого распространения резьба по перламутру не получила из-за трудности получения сырья. Раковины теплых морей привозились из-за границы и продавались в сыром виде на вес. Речные раковины, которыми владела Россия, из-за тонкого радужного слоя были слишком хрупкими в технической обработке и использовались для инкрустации.