Ярославский музей‑заповедник

Без секрета по всему свету

Тамбурная вышивка середины XIX — конца XX века из собрания Ярославского музея-заповедника.

Автор текста: Полушкина Л.Л.

Узорная тамбурная вышивка необычайно многонациональна, и в течение сравнительно короткого времени она «захватила» многие страны мира. Это объясняется сравнительной простотой ее исполнения, отсутствием каких-то особых секретов, но требует навыка в работе и творческого подхода к украшению изделий.

Считается, что вышивка тамбуром появилась одновременно во многих странах, но предпочтение отдают Ближнему Востоку и Средней Азии. В течение двух тысячелетий мастерицы покрывали многоцветными орнаментами покрывала, большие и маленькие диванные подушки, халаты, домашнюю обувь и многое другое. В Европе тамбуром вышивали гобелены, ткани для обивки мебели. Россыпи цветов и букетов украшали парадную одежду и платья для кукол. Во Франции этот вид вышивки получил свое название от слова тамбурин — небольшой барабан. На него была похожа ткань, туго заправленная в круглые пяльцы и орнамент из цепочек-петелек круглой формы. В России тамбурная вышивка применялась в украшении не только светской одежды, разнообразных аксессуаров, скатертей, занавесей и многого другого, но и в предметов народного искусства.

В разных вариантах эти предметы представлены в обширной коллекции текстиля Ярославского музея-заповедника. В городскую одежду мода на вышивку тамбуром приходит в конце XIX — начале XX века. В музее находятся несколько элегантных пелерин и роскошный мужской халат, расшитые тамбуром. Но большую часть изделий с этим видом женского рукоделия составляют произведения народного искусства XIX-XX веков: полотенца, юбки и рубахи, подолы которых расшиты узорным тамбуром, косоворотки, изделия современных мастериц.

Распространению вышивки тамбурным швом в русском народном искусстве способствовали торговые связи с народами Востока. Округлые очертания изображений, плавные изогнутые линии рисунка, простота исполнения полюбились русским мастерицам. В этой стилистике на ярком кумаче они вышивали цветными нитями важно шествующих птиц, на белых льняных полотнах главенствовала роскошная птица — пава. 

Старейший вид ручной вышивки — тамбурный шов, выполняется предельно просто, достаточно иметь пяльцы, иглы и цветные нитки. Ткани, как это видно на выставке, можно было использовать любые — льняные или хлопчатобумажные, шелк, бархат, сукно. Также и нитки — от хлопчатобумажных до шелковых и мулине. В умелых руках мастерицы тамбурным швом создавались орнаменты любой сложности. Стежок не обязательно должен быть круглым, может быть и вытянутым. Швами-цепочками создавали яркие цветные узоры. Сохраняя классическую технику тамбурного шва, современные мастерицы изобрели удивляющее множество ее вариантов, как, например, сдвоенные и даже строенные петли, перевитые между собой цветными нитками или один шов, положенный поверх другого.

Долгая история тамбурной вышивки в две тысячи лет продолжается и сегодня. Традиционно, она популярна в Иране, Узбекистане и Таджикистане, где наряду с достаточно дорогой ручной вышивкой применяется машинная. 

Там она получила название сюзане, что переводится — вышивка иглой.

На ярмарках ремесел, в том числе и международных, устраиваемых несколько раз в год в азиатских городах, главенствует сюзоне. Особо ценится вышивка вручную на ткани, сотканной вручную. Яркий, многоцветный калейдоскоп составляют покрывала, дорожки для стола, сумки, панно, подушки, диванные валики, домашняя обувь и множество не менее привлекательных произведений многонационального народного искусства 

В нашей стране тамбурная вышивка популярна в Башкирии, Чувашии, Татарстане, где мастерицы, как и в старину, разноцветными нитками петельчатыми швами украшают одежду и предметы интерьера.

Как известно, мода капризна и переменчива. В Ярославле в последние годы на выставках изделий современных народных мастеров экспонируются произведения, украшенные вышивкой крестом, гладью и другими видами рукоделия. Тамбурная вышивка представлена в редких случаях. Тем более важна музейная выставка, возвращающая нас в радостный, многоцветный, узорный мир тамбура, созданный умелыми руками мастериц, живших на ярославских, архангельских и вологодских землях.

01.JPG

ЛЮБЛЮ СЕРДЕЧНО ДАРЮ НАВЕЧНО,
на оборотной стороне вверху — ВО ВРЕМЕ СВОЕ ЛЕТНЕЕ ВЪ СЕНОКОСЪ...
УСТАВЪШИЦА АВДОТИЯ

Из текста следует, что эта проставка была пришита к подолу рубахи-сенокосницы. Первый день сенокоса был праздничным, поэтому надевалась праздничная одежда. Проставка не являлась краем рубахи. Обычно к нему пришивалось вязаное кружево.

02.JPG

Широкая полоса из кумача украшена большими парными «огурцами» с волнистой обводкой по контуру белыми нитками. Край завершает вязаное крючком кружево с геометрическим орнаментом. 

«Огурцы» — один из известных восточных орнаментов, уходящий своими корнями, в древнюю Персию, Индию и даже Африку. Их так и называют — восточный, индийский или турецкий. Согласно одному из преданий, они приносят счастье, процветание, и долголетие. По другой версии, это условное изображение птицы — петуха или фазана, к которым на востоке было особое отношение. В Европу «огурцы» пришли разными путями. В Англию, с тканями из Индии, во Францию, с орнаментами на кашемировых шалях, в Россию, благодаря связям с восточными и европейскими странами.

03.JPG

По подолу юбки важно «шествуют» петухи с высоко поднятыми хвостами. Петухи богато расшиты волнистыми дорожками тамбура цветными шерстяными нитями. Эта композиция нарушает древнюю традицию, согласно которой птицы изображались попарно друг против друга. Эта «вольность» встречается и в других работах вышивальщиц.

04.JPG

05.JPG

Композиция конца полотенца представляет собой классическое трехчастное построение, необычайно широко распространенное в произведениях народного искусства. Здесь не очень узнаваемое, «веселое» Древо жизни переходит в два побега с цветами. Не забыты и две симметрично вышитые птички с хохолками.

06.JPG

07.JPG

08.JPG

С конца XVIII столетия и вплоть до начала XX века в произведенияхнародного искусства — на изразцах, металлических предметах, на полотенцах помещают официальный символ России — двуглавогоорла.

Невольно привлекает внимание необычайно яркая, отчасти наивная композиция. Сохраняя традиционное изображение, в левой лапе орла находится держава, в правой, скипетр, превратившийся в цветущую ветвь. По верхнему краю вышиты буквы АС Л, возможно, инициалы мастерицы или владельца. По сторонам расположены две фигуры, отдаленно напоминающие образы матери-берегини, еще ниже идущие в разные стороны птицы. Завершают композицию неровные квадраты с чередующимися вверх-вниз «цветами».

09.JPG

Многорядные полотенца, как правило, использовали в свадебных обрядах. Затем ими украшали одну или несколько икон. Вешали такие полотенца на зеркало или на парный портрет супругов. Представленное полотенце состоит их семи частей. Верхняя, самая нарядная — пышное Древо жизни в окружении цветов, вышито тамбуром. Ниже использованы полосы с вышивкой в разных техниках. Завершает эту «многоэтажную» композицию вязаное кружево с фестонами.

10.JPG

Декоративные, фантазийные композиции не часто встречаются в вышитых изделиях. В них не нужно искать какую-либо символику. На этом и нескольких представленных далее полотенцах мы видим свободное творчество мастериц.

11.JPG

На широкой полосе кумача прекрасно читается изящная, выполненная белыми нитками графичная композиция: традиционное Древо жизни в центре и ниже, по сторонам, птицы с пышными хвостами в окружении стилизованных растений.

12.JPG

Декоративное оформление концов полотенца начала XX столетия является примером соединения отличающихся друг от друга и не гармонирующих сюжетов и техник. Вышивка тамбуром созвучна своему времени. На широкой полосе вязаного кружева с большими фестонами расположены три крупные птицы с высоко поднятыми хвостами, сохраняющие архаику конца XVIII — начала XIX веков.

13.JPG

14.JPG

15.JPG

Концы полотенца украшены широкой полосой с городчатыми краями. Мастерица расшила ее виноградной лозой. В славянской мифологии виноград символизировал богатство, изобилие и плодородие, которые должны сопровождать мужчину и его семью на протяжении всей жизни.

Дважды на полотенце вышиты инициалы: вверху — Т. Т., внизу — М. Т. , вероятно, мастерицы и владельца полотенца.

16.JPG

Одним из лучших произведений в коллекции народной вышивки музея-заповедника является многорядное свадебное полотенце. На его концах, в верхнем ряду вышиты тамбуром из цветных ниток большие птицы-павы. Традиционно они изображены в профиль с гордо поднятыми головками с хохолками. Тело птиц расшито в ромб. Огромные пышные хвосты состоят из длинных петель-перьев с мелкими цветами на концах. Сказочная птица-пава олицетворяла любовь и счастье в жизни молодоженов, выступала с пожеланием добра в семейной жизни. 

Следующие два ряда выполнены в технике белой строчевой вышивки с изображениями птиц и стилизованного растительного орнамента. Яркий цветочный побег отделяет от них собственно символ защиты, оберег — изображение грозного барса с высоко поднятым хвостом и кисточкой на конце.

«Закрывают» эту композицию полосы мережки и тамбурной вышивки со стилизованными листьями винограда.

Нарядное кружево концов полотенца с фестонами вязано крючком и украшено изображениями Древа жизни.

Важно отметить, что в сюжетах на полотенце, созданном в первые годы советской власти, сохранены символика и традиции предшествующего столетия и, возможно, более раннего времени.

17.JPG

18.JPG

Просторная полотняная рубаха с широкими рукавами называлась в народе косоворотка из-за смещенного вправо ворота с застежкой на несколько пуговиц, в данной рубахе, на четыре. Ворот, полоска застежки, края рукавов и рубахи расшиты легким узорным орнаментом из растительного побега с цветами. Наивно смотрится один цветок на явно не функциональном маленьком кармане.

19.JPG

Расположение орнаментов на косоворотках определено их кроем Традиционно украшают ворот, планку застежки, края или обшлага рукавов. Косоворотки «на выпуск» не носили, их обязательно подпоясывали.

20.JPG

Необычайно эффектно выглядит на концах полотенца традиционная трехчастная композиция из крупных стилизованных цветов, вышитых тамбуром красными нитками. Почти соразмерно вышивке и не менее красиво легкое ажурное кружево с крупным геометрическим орнаментом. Его край завершается длинными фестонами с изящной обвязкой.

21.JPG

В 1970-1980-х годах одним из самых известных ярославских специалистов по различным видам народного искусства являлась Елизавета Алексеевна Нековаль (1914-1984), Многие годы она работала в Областном Доме народного творчества, побывала во многих селах и деревнях Ярославской области. В ярославский музей-заповедник она передала уникальную коллекцию игрушек, созданную в 1966 г. мастером В. Г. Теляковым из деревни Малинники Пошехонского района. Елизавета Алексеевна была умелой вышивальщицей, она освоила все традиционные виды вышивки. В 1984 году в одном из залов музея-заповедника состоялась выставка произведений, большая часть которых вскоре пополнила музейную коллекцию. Представленная салфетка «Дымковская игрушка» необычайно декоративна: на ярком красном фоне в тонкой, изящной прямоугольной рамке выстроились в ряд барышни и кавалеры в узнаваемой дымковской нарядной одежде.

22.JPG

В выставках современных народных мастеров Ярославской области неизменно принимала участие Нина Сергеевна Тихонова (1925-2017). Ее полотенца восхищали мастерством, чистотой исполнения, гармонией цвета. В орнаментах, украшающих концы представленного полотенца, она соединила геометрию строчевой вышивки с мягкими линиями тамбурного шва из красных и бордовых нитей цветов и листьев.

23.JPG

Небольшой нарядный дамский кошелек украшает полоса с вьющимся стеблем с цветами и листьями. Сверху и снизу она заключена полосками меандра, орнаментом, характерным для стилистики классицизма.

24.JPG

Края портмоне отделаны зигзагообразным тамбурным швом, выполненным золотными нитями. На оборотной и лицевой сторонах вышиты инициалы владельца.

25.JPG

На лицевой и оборотной сторонах портмоне вышита цитата из «Оды о добродетели», написанной А. Сумароковым в 1759 году:

«Добродетель,
ты на свете нам едина красота
Все в пустом свете
Что ни видим — суета.
Кто страстям себя вверяет
Только время он теряет
И ругательство влечет
В той бесчестие забаве
Кая непричастна славе
Счастье с славою течет
Чувствуют сердца то наши
Что природа нам дала...»

26.JPG

Платье украшено легким орнаментом из белых ниток тамбурным швом. Аппликация из черного бархата в виде «огурцов» в кружеве из волнистого тамбура на фоне малиновой ткани акцентирует внимание на нарядном подоле платья.

27.JPG

Стремление украсить все предметы женской одежды не обошло стороной даже парные подвязки для чулок. Лицевую сторону шили, как правило, из шелка, оборотную — из хлопчатобумажной ткани. Орнаменты на шелке, большей частью, были растительные, но в коллекции музея имеется особая подвязка. На зеленом шелке в окружении цветочных побегов вышиты две ленты с надписью — «носи вечна люби сердечна». Милой деталью этой небольшой композиции является «прилетевшая» сюда бабочка.

28.JPG

В коллекции верхней одежды музея-заповедника находятся несколько пелерин конца XIX — начала XX века. Две из них сшиты из цветного сукна, отделаны декоративным шнуром, края фестонированы. В отличие от ранее представленных предметов, украшенных ручной вышивкой тамбуром, пелерины расшиты машинным тамбурным швом.

Предшественницей пелерин являются ротонды. Это вид плаща длиной до щиколоток, без рукавов, круглой формы, сохраняющий тепло. Пелерины доходили до талии и мало защищали от холода, но были нарядны, удивляли разнообразием орнаментов и были необычайно модны в начале XX столетия.

29.JPG

30.JPG

Роскошный мужской халат из сукна шоколадного цвета украшен аппликацией с машинным тамбурным швом по ее контуру. Стилизованный растительный орнамент особенно эффектен на его карманах.

Интересна история поступления этого редкого предмета в музей. Во время проведения историко-бытовой экспедиции в город Гаврилов Ям сотрудникам музея передали халат, находившийся клубе льнокомбината «Заря социализма». К сожалению, какие-либо сведения о владельце халата отсутствуют, но его вид свидетельствует о принадлежности состоятельному человеку.

31.JPG

На престоле находятся покровы разного назначения. Первый, как правило, делают из ткани белого цвета. Он символизирует плащаницу, в которую было обернуто тело Христа. В то же время престол является местом славы Спасителя, поэтому второй покров — индития, изготавливался из яркой, богато украшенной ткани. На представленной шелковой индитии края расшиты тамбуром широкой полосой растительного орнамента. В центре, в цветочном венке вышит тамбуром шелковыми нитками равноконечный крест.

32.JPG

Яркий, пышный орнамент салфетки напоминает полихромную мозаику, уплотняющуюся к центральной розетке. Вся композиция заключена в равностороннюю рамку и завершается плетеной сеткой с бахромой.


Все произведения, представленные на выставке, характеризуются отличительной особенностью: орнаменты, вышитые тамбурным швом имеют скругленные линии, что объясняется формой вытянутого или круглой формы стежка.

Использованная литература

  • Работнова И. П., Яковлева В. Я., Русская народная вышивка, М., 1957
  • Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. М., 1972
  • Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Практическое пособие для руководителей школьных кружков. М., 1978.
  • Маслова Г. С. Русские народные вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978
  • Божко Н. П. Русский орнамент в вышивке: традиции и современность. М., 2008.