Ярославский музей‑заповедник

Крестики без ноликов

Изделия XIX — XX вв. в технике вышивки крестом из собрания Ярославского музея-заповедника

Автор текста: Л. Л. Полушкина

Выставка «Крестики без ноликов» продолжает цикл выставок, основанный на показе произведений народно-прикладного искусства, украшенных различными видами вышивки, хранящихся в фонде текстиля Ярославского музея-заповедника. Размещенные ранее на сайте музея выставки «Белая строчка», «Многоцветье вышитых узоров», «Без секрета по всему свету» и представленная вашему вниманию выставка позволяют заглянуть в хранилище тканей, увидеть редкие образцы вышивок либо белыми нитями по белой ткани, либо расцвеченные цветными нитями, а также яркие многоцветные орнаменты тамбурной вышивки и популярные сюжетные композиции советского периода, вышитые крестом. 

Вышивка крестом является самостоятельным видом народно-прикладного искусства. Определить время ее появления едва ли возможно. Археологические материалы свидетельствуют, что с древнейших времен одежду из шкур сшивали «крест-накрест». На территории Древней Руси вышивальное искусство известно с IX-XII веков. У славян вышивка крестом имела особый магический смысл. Крест рассматривался как оберег, способный защитить от нечистой силы, дурного глаза, болезней и любой напасти.

На Руси изначально вышивкой, в том числе и крестом, занимались женщины из привилегированных слоев общества, мастерские бытовали и в княжеских светлицах, и в монастырях. Для этого занятия использовали дорогие материалы — бархат, шелк, парчу, золотные и серебряные нити. Со временем вышивка стала очень популярным видом искусства, ею украшали не только одежду, скатерти, занавеси, различные покрывала, постельное белье, но даже обувь. С XVIII столетия вышивкой начали заниматься повсеместно в городах и на селе. Несмотря на то, что народные мастерицы использовали недорогие ткани, они создавали настоящие шедевры.

Мода на вышивку крестом была необычайно изменчива. В России в первой трети XIX века было модно украшать интерьеры в домах панно с сюжетными композициям, вышитыми крестом. Образцами для них служили небольшие живописные картины, цветные литографии, иллюстрации из книг и даже печатные городские картинки. В середине того же века вышивки убрали в сундучки и коробки. Прошло более ста лет, и в советской предвоенной и особенно послевоенной России вышивка крестом заняла едва ли не первое место, потеснив вышивки гладью и ришелье. Вновь появились орнаментальные и сюжетные композиции на диванных подушках, на портьерах для оформления проемов дверей, на настенных панно. В 80-х годах XX века вышивки всех видов стали не модны, и они вновь ушли из интерьеров. Их хранят в домах, как память о рукоделии мам или бабушек, приносят в музеи. В настоящее время искусные работы вышивальщиц крестом, оформленные в багет, экспонируются на выставках декоративно-прикладного искусства.

Наиболее ранними образцами вышивки крестом в коллекции Ярославского музея-заповедника являются полотенца конца XIX — первой четверти XX века, изготовленные мастерицами Севера России. Праздничные, обрядовые — они входили в состав приданого невесты. Представленные образцы имеют характерную длину, доходящую почти до трех метров. Такими полотенцами украшали иконы в «красном углу» дома, фотографические портреты родителей. В советское время их вешали на зеркало. 

Концы представленных полотенец традиционно украшены многорядным узорочьем. В верхней части композиций вышиты симметричные изображения стилизованных женских фигур, растений, разнообразных видов птиц и др. Геометрический орнамент первого и третьего полотенец составляют разнообразные крупные и мелкие ромбы. Нижний край всех изделий декорирован фестонами. 

Крестики_01.jpg Крестики_02.JPG

Крестики_03.JPG Крестики_04.JPG

На конце представленного полотенца начала XX века вышит двуглавый орел — символ российской государственности. Это изображение пришло в русскую крестьянскую вышивку — на праздничные женские рубахи, головные уборы, концы полотенец и другие предметы в XVII–XVIII веков. Мотив двуглавого орла мастерицы заимствовали с изображений на льняной мануфактуре, на стеклянных «царевых» штофах, на ассигнациях, на бумагах для официальных прошений и так далее. На этом конце полотенца в симметричную трехчастную композицию включены элементы народной вышивки: по сторонам расположены деревья, как тонкие стебли, на верхушках которых сидят птицы — деталь, часто встречающаяся в крестьянских изделиях.

Крестики_05.JPG

Льняные ткани использовались в русской крестьянской одежде вплоть до 1940-х годов, постепенно уступая место тканям хлопчатобумажным. Орнаменты, украшавшие женские крестьянские рубахи и платья, постепенно теряют свое символическое содержание. Изначально вышивка располагалась по вороту, по краю рукавов и подолов. Она являлась оберегом, защитой от разного рода напастей. В коллекции музея находится платье изо льна, отличающееся сложностью кроя и расположением орнаментальных полос. Нарядная и яркая узорная вышивка приобрела декоративное звучание.

Крестики_06.JPG

В довоенной России домотканый лен не был редкостью. Из него по-прежнему шили полотенца, постельное белье, одежду. В селах и на окраинах городов в домах находились деревянные станы, на которых ткали полотна.

В представленной нарядной льняной рубахе сохранены традиционный крой и расположение на рукавах полос стилизованного растительного орнамента.

Крестики_07.JPG

Одежду, украшенную вышивкой, носили в праздничные дни или по особым случаям. Рубаха из хлопчатобумажной ткани была сшита к свадьбе уроженкой Брянской области, переехавшей в Ярославль. Обращает на себя внимание и удивляет орнамент нижней полосы на рукавах. Друг за другом идут не сразу узнаваемые черные и красные лошадки. Можно предположить, что мастерица видела изображение коня на других предметах, но вряд ли она знала, что это один из самых значимых символов в народном искусстве — хранитель домашнего очага, символ силы, солнца, добра, красоты.

Крестики_08.JPG

В музейных коллекциях крестьянской одежды, в том числе ярославского музея-заповедника, преобладают женские рубахи, сарафаны, головные уборы. Мужской одежды меньше и это большей частью праздничные рубахи — косоворотки и обыденные порты. Косоворотки были основным предметом в гардеробе любого русского крестьянина с XV до начала XX века. Крестьяне носили их навыпуск и закрепляли поясом на талии. Существует несколько версий появления «косого ворота». Одну из них связывают с военной традицией. В древней Руси воины застегивали кольчугу на правую сторону, чтобы защитить грудь и шею от удара, левая сторона прикрывалась щитом. По другой версии, косой ворот позволял надежно спрятать цепочку и нательный крест, чтобы он не выпадал из рубахи.

На выставке представлены праздничные косоворотки. Воротники-стойки, края рукавов и рубах украшены вышивкой, которая имела обережное значение. Орнаменты идентичны тем, что украшали полотенца и женскую одежду — цветочные (розы) и геометрические.

Крестики_09.JPG Крестики_10.JPG

Крестики_11.JPG Крестики_12.JPG

В южных областях России обыденные и праздничные рубахи имели другой крой. Вырез располагался посередине и орнамент зеркально повторялся с двух сторон по вырезу. Подобные рубахи в быту часто называли красивым словом «вышиванки».

Крестики_13.JPG

Изделия, украшенные вышивкой крестом, были популярны в дворянской городской и усадебной среде. Мода на них приходится на 30-40-е годы XIX столетия. В интерьерах гостиных можно было увидеть каминные экраны, мебельную обивку и необычайно популярные панно. Любимыми сюжетами являлись цветочные букеты, венки и гирлянды из роз, лилий, анютиных глазок и незабудок. Второе место занимали жанровые и исторические сюжеты, портреты. Затем шли пейзажи, сцены охоты и изображения собак, как символа верности и. дружбы. 

На выставке представлено красочное панно с изображением императора Николая I с офицерами в военной форме этого времени.

Крестики_14.JPG

Для вышивания использовались не только хлопчатобумажные, шерстяные или другие нити. Необычайно декоративна салфетка фигурной формы, расцвеченная цветными бисером и стеклярусом. В ее центре «расцвел» пышный букет. На бумажной основе оборотной стороны салфетки имеется необычайно важная авторская надпись в две строки: 19 8 II 13 / Ярославль / 10 коп. Также синим карандашом (?) написаны плохо читаемые знаки: XIX (века?)

Эта надпись выполнена известным ярославским художником, кинооператором, фотографом и режиссёром Петром Васильевичем Мосягиным (1888-1960). После обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества он вернулся в Ярославль, стал членом Ярославского художественного общества (1909-1923) и участвовал в различных выставках. Мосягин активно собирал предметы старины и передавал их в Ярославский краеведческий музей. Примером могут быть прялки, на которых есть надписи, сделанные его рукой.

Крестики_15.JPG

В конце XIX — начале XX века в России издавались небольшого размера альбомы с образцами вышивок: алфавиты и сюжеты для панно. Подобные издания хранятся в библиотеке музея-заповедника.

Крестики_16.JPG

На обложке альбома, вверху справа плохо читаются первые буквы, возможно, это инициалы владелицы альбома. Позднее предмет оказадся у М. Кузнецовой. Ее надпись была сделана чернилами и поставлена дата: 6 2. II.1956 г.

Крестики_17.JPG Крестики_18.JPG Крестики_19.JPG

На выставке представлен легкий нарядный подзор для украшения кровати. Он декорирован двумя полосами плотного геометрического орнамента, разделенного пышным побегом с цветами. Фестонированный кружевной край завершает композицию. 

Подзор ранее был привычной частью постельного комплекта и убранства спального места. Сам предмет давно вышел из обихода, и само слово сейчас многим непонятно или неизвестно.

Крестики_20.JPG

Симметрия, характерная для всех видов народной и светской вышивки, охранялась со времени ее появления до начала XX века. Элегантная, свободная, симметричная композиция украсила комплект чехла для дивана.

Особенно красивы большие буквы, очевидно, инициалы владельца. Центральное место занимает венок из цветов, заключенный в фигурную рамку из ленты с бантами.

Крестики_21.JPG

Из произведений религиозного искусства, украшенных вышивкой крестом, на выставке представлен орлец — небольшой круглый ковер, используемый во время богослужения. Этот древний символ церковный власти высшего духовенства появился в Константинополе предположительно в 13 веке.

Как орел, изображенный на фоне города, неустанно парит над человечеством, так и священник должен неустанно следить за вверенной ему паствой. В русской православной традиции орел изображается с одной головой, в отличие от двуглавого византийского.

Крестики_22.JPG

Яркостью цвета, сложностью орнамента, качеством исполнения вышивки крестом привлекает внимание наволочка на архиерейскую подушку. В пышную раму из стилизованного растительного орнамента «вписан» квадрат с венком из садовых и полевых цветов.

Крестики_23.JPG

В послереволюционный период и вплоть до самого конца XX века советское искусство большей частью было политизировано. Это касалось всех его видов — архитектуры, живописи, прикладного искусства. В 1930- 1950-е годы писали портреты, ткали ковры и вышивали панно с изображениями И. В. Сталина. 

В коллекции музея находится уникальный вышитый портрет Сталина с необычайной историей. В газете «Красная звезда» от 1 мая 1945 г. был напечатан портрет вождя, написанный Б. Н. Карповым. Художник неоднократно обращался к портретам главы партии и государства. Увидев в газете изображение Сталина, жительница Ярославля Елизавета Алексеевна Нековаль решила воспроизвести его в вышивке. На льняном полотне коричневыми нитями различных оттенков она вышила изображение вождя в рост, в мундире с наградами и с характерной деталью — курительной трубкой в правой руке.

Панно передала в музей в 1986 году В. А. Николаева, сестра автора этой вышивки.

Крестики_24.JPG

Казалось бы, все соответствует времени прославлению образа «вождя народов». Но его автор только два года назад — в 1943 году была освобождена из Карагандинского исправительно-трудового лагеря (КАРЛАГ), где содержались жены изменников Родины. Ее муж инженер Г. Е. Нековаль приехал с Днепростроя в Ярославль, был репрессирован в 1937 году и через три года расстрелян. В том же 1937 году она была арестована вслед за мужем. Как объяснить, что женщина, потерявшая мужа и просидевшая семь лет в лагере, вышила портрет Сталина? Может быть, как своеобразный «оберег», чтобы пережитое не возвратилось. 

Впоследствии Елизавета Алексеевна работала методистом в Областном доме народного творчества. Она собрала и передала в музей-заповедник коллекцию глинных игрушек. Нековаль была искусной вышивальщицей, в музее состоялась выставка ее изделий. Многие из них пополнили коллекцию вышивки.

Как правило, для создания своих композиций мастерицы использовали известные живописные произведения. В 1950-1960-х годах были написаны многочисленные виды Московского Кремля. Образцом для панно большого размера из собрания музея послужила картина художника М. Н. Воробьева 1954 года. Мастерица меняет некоторые детали, но полостью воспроизводит архитектурный ансамбль Кремля.

Крестики_25.JPG

В послевоенные годы в России появились скопированные с «берлинских картинок» напечатанные типографским способом схемы для вышивания. В Типографии имени Сталина в Минске их печатали тиражом от 5 до 50 тысяч экземпляров. Одним из самых популярных сюжетов являлась романтическая сцена свидания Ромео и Джульетты. Примечательно, что до настоящего времени интернет-магазины предлагают именно эту композицию, напечатанную в Минске в 1957 году.

Крестики_26.JPG Крестики_27.JPG

В середине XX века мода на вышивку переживает настоящий бум. Вышивки зазвучали яркостью цветочных композиций, разнообразием сюжетов. На стенах появились большого размера ковры с любимыми композициями: два оленя на берегу озера или мишки в сосновом бору. На стенках диванов и на столах расположились так называемые дорожки. Большие диванные подушки и маленького размера подушки-думки, а также разнообразные салфетки «захватили» квартиры. Межкомнатные двери декорировали портьерами с цветочными орнаментами.

Сюжеты часто имели символическое значение. Лира означала вдохновение, искусство и просвещение. Кубок был знаком победы, в него наливали вино для победителя. Попугай олицетворял любовь, товарищеские отношения и дружбу, в другом варианте — любовь и роскошь. Аистов считали предвестниками весны и новой жизни. А птицы-павы символизировали семейное счастье, их вышивали на предметах для молодоженов.

Крестики_28.JPG Крестики_29.JPG Крестики_30.JPG

Крестики_31.JPG Крестики_32.JPG Крестики_33.JPG

В конце XX века вышитые изделия «ушли» из интерьеров квартир. Дома их хранят как память о рукоделии бабушек и мам. Современные ярославские вышивальщицы создают мастерски исполненные крестиком пейзажи, натюрморты, цветочные и сюжетные композиции и показывают их на выставках декоративно-прикладного искусства.