Ярославский музей‑заповедник

«Слово о полку Игореве» в книжных знаках

Автор текста: Зуб Л.М.

Из коллекции Ярославского музея-заповедника

В 1985 году в Ярославском музее-заповеднике открылась единственная в России уникальная по тематике и представленным материалам зкспозиция «Слово о полку Игореве», созданная при участии и поддержке Академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. На сегодняшний день тематическая коллекция «Слова» насчитывает более двух тысяч единиц, триста из которых — книжные знаки, выполненные для владельцев книжных собраний, которые занимались исследованием и переводами «Слова о полку Игореве».

В настоящее время ведется работа над научно-справочным иллюстрированным каталогом коллекции — «Слово о полку Игореве» в искусстве малой графики" Выставочный проект предлагает вашему вниманию книжные знаки из этой коллекции. 

Вряд ли кто возьмется сейчас оспаривать, что современный книжный знак, как авторский продукт тиражной малой графики, перешел границы утилитарного назначения и стал самодостаточным и самоценным видом искусства. Но, по-прежнему, он не утратил своей важной и определяющей сути — быть охранным клеймом владельца книги. 

«В своей основе книжный знак — это выявление любви и уважения к книге. Это — сгусток мыслей и чувств, посвященных книге». Слова эти принадлежат ученому-книговеду Алексею Алексеевичу Сидорову.

Во все времена, а особенно в древности, люди с трепетом и благоговением относились к книге — источнику мудрости, связующей нити поколений. Книги были огромной ценностью и не удивительно, что люди, обладающие таким сокровищем, хотели защитить его от кражи — так на книгах появились первые владельческие знаки.

Французский король Карл V, оставшийся в истории как выдающийся библиофил, в 1367 году поместил книги своей великолепной библиотеки в одну из башен замка в Лувре, лично составил инвентарную опись, и на каждой книге собственноручно написал: «Эта книга моя. Карл». Это первая дошедшая до нас библиотечная владельческая запись, или экслибрис (от лат. ex libris — «из книг»). Так же, как и на Западе, в России предшественницей современного книжного знака была владельческая или вкладная надпись на рукописных книгах. Древнейший русский экслибрис, дошедший до нашего времени, был создан в 1494 году для игумена и основателя библиотеки Соловецкого монастыря Досифея. Родина печатного экслибриса — Германия, и автором первых экслибрисов был великий художник Возрождения Альбрехт Дюрер. Наиболее распространенным сюжетом в то время был герб владельца библиотеки.

В России печатный экслибрис появился в эпоху Петра I. Сначала он тоже был гербовым, но к XIX веку на смену пышным геральдическим и вензелевым экслибрисам пришли сюжетные композиции. Рисунок и короткий девиз харатеризовали интересы владельца библиотеки. Со временем экслибрис становится глубоким повествовательным произведением, самостоятельным жанром графического искусства, соединив изобразительное мастерство художника с историей и литературой. 

Многие мастера экслибриса отдали дань работе над литературным памятником ХII века «Слово о полку Игореве». Они сумели найти новые пути и возможности его художественного прочтения.

Время создания «Слова» — время расцвета древнерусской культуры и время, когда в княжеских междоусобицах утрачивалось единство древнерусского государства, время тяжелой борьбы со степными кочевниками — половцами, постоянно угрожавшим русским землям с юга. «Это было время героических походов и бессмысленных драк княжеских» (Н. М. Карамзин). 

Один эпизод из русско-половецких отношений — поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича в половецкую степь в 1185 году, нашел поэтический отклик в «Слове о полку Игореве». 

Историическая судьба по-особому связала древнерусскую поэму с Ярославлем. В конце XVIII века, единственный список уникального памятника был открыт и впоследствии опубликован А. И. Мусиным-Пушкиным, по его собственному признанию, купившим сборник со «Словом» у последнего настоятеля ярославского Спасо-Преображенского монастыря Иоиля (Быковского). Первое издание «Слова» увидело свет в 1800 году и сразу привлекло внимание и как поэтическое произведение, и как источник познаний средневековой общественной мысли. Удивительной красоты поэтический текст поэмы, глубокий анализ истории Руси, идеи мира и гуманизма, общечеловеческие ценности — Любовь, Честь, Достоинство, Защита Родины сделали «Слово» бессмертным произведением, которое не теряет своей мудрости, пленительности и актуальности.

Далеко шагнув за пределы своей эпохи «Слово» по-прежнему остается современным. 

В книжных знаках, несмотря на их миниатюрность по форме и известную камерность по назначению, художники раскрыли не только сюжет, образы, но и мир героев «Слова». Среди владельцев и заказчиков экслибриса — представители разных профессий: филологи, истрики, инженеры, художники, военные... Их объединяет увлеченность «Словом о полку Игореве».

Графический язык каждого художника индивидуален и неповторим. 

Серия книжных знаков художника Рудольфа Васильевича. Алексеева, который долго работал в Ярославском музее-заповеднике, посвящена людям, чьи судьбы оказались связаны с музеем и «Словом». Один из первых экслибрисов Алексеева выполнен в 1986 году для книжного собрания Василия Дмитриевича Воробьева, журналиста из литовского города Шауляй, подарившего музею-заповеднику более 500 книг — изданий, исследований и переводов «Слова...». В 1996 году Алексеев создал экслибрис для книг, поступивших в музей из библиотеки Л. А. Костериной, одного из авторов экспозиции «Слово о полку Игореве».

Р. В. Алексеев Ex libris Из книг В. Д. Воробьева, цинкография, 1984 Р. В. Алексеев Ex libris Из книг Л. А. Костериной, линогравюра, 1996

Искусство экслибриса в творчестве петербургского художника Юрия Константиновича Люкшина занимает особое место. Его первые работы, выполнены по заказу известного коллекционера из Бельгии В. К. де Брюина. Это был цикл из 4-х композиций на тему «Плач Ярославны». Позднее появились экслибрисы для профессора Брюссельского университета, переводчика «Слова» на французский язык Жана Бланкоффа. Поэтично и вдохновенно воплощен образ Ярославны на экслибрисе, предназначенном украшать книги о «Слове...» выдающегося русского филолога, культуролога и искусствоведа, историка русской литературы, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Экслибрисы Люкшина выполнены в технике офорта — это сложные по композиции, насыщенные символикой тем и образов «Слова», славянского фольклора и миниатюры.

Ю. К. Люкшин Ex libris Из книг В. К. де Брюина. «Плач Ярославны», офорт, акватинта, тиснение, 1993 Ю. К. Люкшин Ex libris Из книг Жана Бланкофф, офорт, акварель, 1998 Ю. К. Люкшин Ex libris Из книг Д. С. Лихачева, офорт, акватинта, акварель, 1999 Ю. К. Люкшин Ex libris Из книг Ярославского музея-заповедника, офорт, акватинта, акварель, 2000

Оригинальность авторского почерка отличают экслибрисы, художника Владимира Алексеевича Марьина. Свой первый экслибрис он создал для известного библиофила, писателя Евгения Осетрова. Книжный знак выполнен в виде печатки с изображением князя Игоря, сидящего на коне с поднятым в руке мечом. На экслибрисе для художника Сергея Рубцова — темное солнце, летящие стрелы, падающий сокол, а в нижней части — алые языки пламени. В этом знаке — Древняя Русь XII века с ее бедами, княжескими междоусобицами, половецкими набегами.

В. А. Марьин Ex libris Из книг Евгения Осетрова, цинкография двухцветная, 1-я пол. 1980-х В. А. Марьин Ex libris Из книг Сергея Рубцова, цинкография двухцветная, 1984 В. А. Марьин Ex libris Памяти М. К. Домнина, цинкография двухцветная, 1985

На экслибрисе Юрия Анатольевича Ноздрина награвирован текст «Слова...» и сцена битвы русских с половцами. Площадь поля занятого текстом очень мала, но прочитать его можно без лупы. Экслибрис выполнен в технике офорта с раскраской акварелью.

Ю. А. Ноздрин Ex libris Из книг Д. С. Лихачева, офорт, 1988

Маэстро, так во всем мире называют ярославского художника-графика, заслуженного художника РФ Дениса Петровича Реутова. Его потрясающий по красоте и силе эмоционалного воздействия зкслибрис созданный в 2000 году для художника, искусствоведа, заслуженного деятеля искусств Владимира Александровича Десятникова стал визитной карточкой выездных выставок «Слово о полку Игореве» Ярославского музея-заповедника.

Д. П. Реутов Ex libris Из книг В. А. Десятникова, ксилография, 2000 Д. П. Реутов Ex libris Из библиотеки Ярорславского музея-заповедника, 2009

В 1980-е гг. художник Сергей Семенович Рубцов, на основе серии графических работ посвященных «Слову о полку Игореве», выполнил сюиту книжных знаков, к 800-летию «Слова о полку Игореве».

С. С. Рубцов Ex libris Из книг Д. С. Лихачева, цинкография двухцвеная, 1-я пол. 1980-х гг С. С. Рубцов Ex libris Из книг В. А. Марьина, цинкография двухцвеная, 1-я пол. 1980-х гг С. С. Рубцов Ex libris Из книг Игоря Кобзева,. цинкография двухцвеная, 1-я пол. 1980-х гг С. С. Рубцов Ex libris Из книг С. С. Рубцова, цинкография двухцвеная, 1-я пол. 1980-х гг

Краткая, немногословная форма экслибриса Николая Георгиевича. Стрижака вмещает в себя всю беспредельность мира «Слова...», его землю, небеса, солнце, реки. Солнечной диск, как элемент композиции повторяется в каждом книжном знаке и неизменно ему вторит общее очертание круга. Знак солнца становится знаком экслибриса. Художник создал серию из 12 черно-белых экслибрисов. В музейном собрании есть экземпляр из серии, которую Стрижак отпечатал в ограниченном количестве с применением позолоты.

Н. Г. Стрижак Ex libris Титул к сюите «Слово о полку Игореве», цинкография, 1-я пол. 1980-х гг Н. Г. Стрижак Ex libris Из книг С. С. Воинова, конгрев, 1980-е гг Н. Г. Стрижак Ex libris Ник. Стрижак «Слово о полку Игореве», цинкография, двухцветная, позолота, 1-я пол. 1980-х гг Н. Г. Стрижак Ex libris Из книг Д. С. Лихачева, цинкография, 1-я пол. 1980-х гг

Эти выразительные и запоминающиеся экслибрисы лишь малая толика тематической коллекции ярославского музея-заповедника. Впереди новые поиски и открытия. Верим, что музейной коллекции, как и "Слову о полку Игореве суждена долгая жизнь и интересная судьба.