Ярославский музей‑заповедник

Учитель русских учителей

Автор текста: Рыбакова В.Н.

Сделать как можно более пользы своему Отечеству —
вот единственная цель моей жизни
(из дневника К. Ушинского)

2023 год указом Президента России объявлен Годом педагога и наставника в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и 200-летия со дня рождения одного из основоположников российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.

01.JPG

Константин Дмитриевич Ушинский родился 2 марта 1823 года в Туле. Его отец — Дмитрий Григорьевич Ушинский — мелкопоместный дворянин, отставной офицер, участник Отечественной войны 1812 года, служил чиновником. После назначения Дмитрия Григорьевича судьей в уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии семья переехала туда. Все детство и отрочество Константина прошло в небольшом имении Урочище Покровщина, расположенном в четырех верстах от Новгорода-Северского на берегу реки Десны.

По традиции Константин Дмитриевич получил начальное домашнее образование. С ним занималась мать Любовь Степановна — умная, образованная женщина. К несчастью, она умерла, когда мальчику было 11 лет, оставив в его памяти светлый след и тёплые воспоминания на всю жизнь. В 12 лет он поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии. Во время учебы Ушинский проявлял художественные и поэтические таланты, часто был инициатором диспутов на различные темы и много читал, особенно книги по истории. А вот с математикой у будущего педагога не сложилось, он смог одолеть её лишь на минимальную оценку «слабо». 

По окончании гимназии Константин поступает на юридический факультет Московского университета и в 1844 году заканчивает его в степени кандидата юриспруденции. В университете он начинает увлекаться идеей либерализма и либеральными европейскими мыслителями.

Спустя 2 года 23-летнего Ушинского пригласили в Ярославский Демидовский лицей, который был в городе единственным высшим учебным заведением. Он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук по кафедре энциклопедии законоведения, государственных законов и финансов, что побудило его к глубоким занятиям юриспруденцией и политической экономией. Совместно с кандидатом философских наук Сильвестром Ивановичем Львовским они разработали правила испытания студентов и присуждения им наград. С их помощью для студентов открылась возможность научной работы. Современники отмечали, что лекции Ушинского пользовались большим успехом и часто прерывались аплодисментами. Порой студенты забывали, что уже прозвенел звонок.

02.JPG 03.JPG 04.JPG

Активное участие Константин Дмитриевич принимал в процессе пополнения фондов библиотеки лицея. В ней не хватало источников и пособий по читаемым курсам и в 1847 году Ушинский подал заявление в совет лицея, где просил приобрести книги по предоставленному им списку. Значительную часть книг запретил попечитель лицея граф Сергей Григорьевич Строганов. Однако для студентов были выписаны литературные журналы, такие как «Современник» и «Отечественные записки». «Современник», основанный Александром Сергеевичем Пушкиным и «Отечественные записки» были передовыми журналами того времени, в которых наиболее свободно освещались актуальные проблемы России. 

Параллельно с работой в лицее в марте 1848 года Константин Дмитриевич стал редактором неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей». В газете было 2 части: официальная и неофициальная. В официальной части публиковались постановления и распоряжение центральной власти, а также документы местной власти, касающиеся административной, общественной, экономической жизни губернии. В неофициальной части печатались краеведческие и этнографические зарисовки и очерки, рассказы и стихи, местная хроника. Ушинский преобразовал газету, ее объем резко увеличился, появились новые рубрики — «Известия», «Статьи научного содержания», «Смесь», стали публиковаться метеорологические заметки. 

Спустя три года молодому педагогу пришлось оставить работу в лицее. Причиной тому были вольнодумные высказывания. В это время в обществе обсуждался вопрос о возможности отмены крепостного права и Константин Дмитриевич эту идею поддерживал. Но далеко не все студенты и преподаватели были готовы разделить его взгляды. В то время как одни студенты провожали Ушинского с лекций аплодисментами, другие писали доносы начальству. Попечитель лицея Павел Григорьевич Демидов, оценивая работу педагога, писал в министерство: «Ушинский имеет большое влияние на студентов; он мог бы быть полезным в лицее, но нужно иметь за ним постоянное наблюдение со справедливой строгостью в отношении к службе». Проведенная в 1849 году ревизия рекомендовала убрать Константина Дмитриевича из лицея. Так закончилась его преподавательская карьера в Ярославле. 

После безуспешных попыток устроиться на работу в Ярославле он переехал в Санкт-Петербург, где получил мелкую чиновничью должность в Министерстве просвещения под руководством графа Дмитрия Андреевича Толстого. Здесь Ушинский активно занялся журналистской работой в журналах «Современник», «Вестник русского географического общества», «Библиотека для чтения», писал рецензии и литературно-критические обзоры, активно занимался переводом романов Чарльза Диккенса и Уильяма Теккерея. 

С получением новой работы в Петербурге наладилась и личная жизнь Константина Дмитриевича. Летом 1851 года во время служебной командировки в Черниговскую губернию он женился на Надежде Семеновне Дорошенко, которую знал с самого детства. Через год у них родился первый сын Павел.

В 1854 году Ушинскому удалось вновь заняться преподаванием. Константин Дмитриевич был назначен в Гатчинский сиротский институт старшим учителем русской словесности и юридических предметов. Здесь он открыл для себя богатую библиотеку бывшего инспектора института Егора Осиповича Гугеля с огромным собранием книг по педагогике. Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского, у него появилась цель — изменить педагогическую систему в России. По его мнению, главная задача педагогики — воспитание нравственности, а обучение — это лишь средство воспитания. Оно должно быть гуманным, физические наказания и унижения неприемлемы. Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться: «...Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания». 

В 1859 году Константина Дмитриевича пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Впервые в Смольном педагогика появилась как предмет — до этого считалось, что человек, обладая знаниями, априори может их передавать. Константин Ушинский открыл специальный педагогический класс, где обучал воспитанниц основам педагогики. Предметы впервые стали преподаваться на русском — ранее использовался латинский и французский языки. Продолжительность обучения увеличилась на два года — с семи до девяти лет. С подачи Ушинского ученицам было разрешено уезжать на каникулы и праздники домой — изначально Смольный институт был полностью закрытым учреждением. 

Однако к нововведениям положительно отнеслись не все. Начальница института Мария Павловна Леонтьева обвинила педагога в вольнодумстве, атеизме и непочтительном отношении к начальству. Под предлогом «изучения постановки женского образования» его отправили за границу. За несколько лет Константин Дмитриевич вместе с семьей посетил Швейцарию, Германию, Италию, Бельгию, Францию и учебные заведения этих стран. За границей Ушинский напечатал свои главные труды — учебник «Родное слово» и книгу для чтения «Детский мир», издания которых исчислялись сотнями. Эти книги положили начало публикации в России научно-популярных красочно оформленных хрестоматий для детей. Они способствовали всестороннему развитию детей, учили грамотному письму и чтению. «Родное слово» стало первым учебником словесности для детей, по которому вся Россия училась вплоть до 1917 года.

05.JPG 06.JPG

07.JPG 08.JPG

В 1870 году в семье Ушинских случилась трагедия — умер старший сын Павел. Это подкосило здоровье Константина Дмитриевича. Летом он решил вместе с сыновьями уехать в Крым, чтобы подлечиться, но по дороге простудился. Ослабленный болезнью и горем 3 января 1871 года Константин Дмитриевич скончался. 

Дочери Ушинского продолжили его дело. Вера открыла в Киеве на свои средства мужское училище, которое назвала именем своего отца, Надежда открыла сельскую школу, а Ольга стала художницей. 

Память о Константине Дмитриевиче Ушинском жива и сегодня. Его имя носят улицы в 16 городах России, два десятка учебных заведений и Научная педагогическая библиотека Российской академии образования.

09.JPG 10.JPG

Этот выдающийся учитель внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему. В память о Константине Дмитриевиче в 1945 году была учреждена специальная медаль, как высшая награда для ученых-педагогов. В Ярославле с 1946 года имя Константина Дмитриевича Ушинского присвоено Ярославскому государственному педагогическому институту (ныне университет), а также переименована бывшая улица Стрелецкая.

11.JPG