Ярославский музей‑заповедник

C 14 ноября работает новая выставка «То самое платье»

13.11.2020

На выставке представлены свадебные платья, аксессуары разных эпох, а также фотографии, заявления о вступлении в брак 1920-х годов, приглашения на венчание и свидетельства о браке.

Выставка «То самое платье» — это большой партнерский проект, в котором принимают участие Ярославский музей-заповедник, Рыбинский и Сергиево-Посадский историко-художественные музеи-заповедники, частный музей «Дом городского быта» (г. Углич), Российский государственный архив кинофотодокументов (г. Красногорск) и Государственный архив Ярославской области.

Свадьба — одно из самых важных событий в жизни каждой девушки, и, конечно, самое романтичное! В этот день каждой невесте хочется быть самой красивой и модной, самой желанной для своего избранника, и не маловажную роль в воплощении этой мечты играет свадебное платье. 

Примечательно, что история свадебного платья насчитывает всего два столетия. Раньше в этот торжественный день невесты просто надевали свой самый лучший наряд, стремясь подчеркнуть знатность и богатство рода. Лишь в конце XIX века в России под влиянием европейских традиций появилась мода на белые и кремовые подвенечные платья. Только самые богатые невесты могли себе позволить белое платье — ведь его было так легко испачкать. По свадебным туалетам, представленным на выставке «То самое платье», можно проследить историю свадебной моды в нашей стране на протяжении XX века. Но, что еще интереснее, за каждым платьем длинным «шлейфом» тянется история его бытования. 

Так, необычно прозрачное, из тончайшего натурального шелка подвенечное платье «готово» поделиться с внимательным зрителем тайной информацией о том, что некогда оно было... ночной сорочкой, а уж позже, после «экспроприации буржуйских ценностей», круто изменило свою судьбу, и осчастливило свою новую хозяйку, выступив в ином амплуа. Другое платье, точно конструктор, собрано из модных фрагментов разных эпох: характерная на 20-х годов прошлого века ткань украшена вышивкой, вошедшей в моду лишь в 50-х, а нарядная кружевная оборка и вовсе намекает на то, что некогда дополняла туалет модной красавицы в конце XIX века.

Одно из платьев стало музейным экспонатом после посещения его владелицей музейной выставки «Красота по-советски», которая прошла в Ярославском музее-заповеднике в прошлом году и пользовалась огромным успехом у прекрасного пола. Примечательно это платье и тем, что портной, создавая его, ориентировался на свадебное платье первой женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой, бывшей в то время эталоном советской женщины по всем статьям, в том числе, и законодательницей моды. Свадебное платье нашей ярославской Чайки тоже можно увидеть на этой выставке. Оно, как и наряды Нинель Кобзон, жены Иосифа Кобзона, впервые покинули гардеробы своих именитых хозяек, и это — их премьера в качестве музейных экспонатов. Кстати, спустя десятилетия посетитель выставки может оказаться «гостем» на свадебной церемонии Валентины Терешковой, благодаря кинохронике, предоставленной для показа Российским государственным архивом кинофотодокументов. 

Символичным мостиком из свадебной моды прошлого в день сегодняшний служат работы современных модельеров и ювелиров Ольги Каменевой и Лизы Малафеевской.

Новая музейная выставка «То самое платье» станет поводом для самых приятных воспоминаний в жизни каждой женщины, и, как знать, может быть еще чье-то платье, бережно хранимое в глубинах гардероба, выйдет на свет, чтобы поведать нам через историю моды историю чьей-то любви.