Ярославский музей‑заповедник

XXVIII фестиваль искусств «Преображение». Дневник фестиваля. День третий

22.08.2020

Фестиваль «Преображение» — в зените. Пятничным вечером в Ярославском музее-заповеднике состоялся иммерсивный спектакль-променад «Письма Первой мировой». Это совместный проект Ярославского музея-заповедника и Ярославского драматического театра имени Ф. Волкова, премьера которого состоялась 23 февраля, в День защитника Отечества.

В основе сценария спектакля, который написала Светлана Гиршон, лежит каталог «Русские письма Первой мировой войны. Из собрания Ярославского музея-заповедника», подготовленный научным сотрудником музея Игорем Акимовым. В этом каталоге впервые опубликованы тексты 197 писем из музейного собрания, объединенных темой Первой мировой войны. Эти письма не только рассказывают о военных буднях и жизни человека на войне, но и дают современному читателю возможность взглянуть на трагедию начала века глазами непосредственных ее участников. Часть писем принадлежат одному автору, Роману Крылову, и эта переписка позволяет нам проследить судьбу одного человека на протяжении всей Первой мировой войны с момента его мобилизации в августе 1914 года.

— Когда музей предложил нам создать совместный проект на эту тему, я думал от силы полторы секунды, и тут же сказал: нам это интересно, мы будем делать этот спектакль, — сказал художественный руководитель Волковского театра Сергей Пускепалис.

А режиссер-постановщик спектакля «Письма Первой мировой» Сергей Карпов, познакомившись с богатым документальным материалом, отметил, что ему «захотелось, чтобы события, которые отражены в этих письмах, и сами люди, написавшие их, каким-то образом ожили для нас».

Сценической площадкой для необычного театрального действа «Письма Первой мировой» стала вся территория Ярославского музея-заповедника — в одночасье среди монументальной архитектуры бывшего Спасского монастыря разместились «городская площадь» и мобилизационный пункт по отправке на фронт, уютная квартира, напоминающая о мирной, довоенной жизни, и госпитальные палаты, тюремные застенки и даже окопы на передовой. От одной сценической площадки до другой зрители, а, точнее, участники иммерсивного спектакля-променада, передвигались отрядом, следуя указаниям командира. Сразу несколько артистов Волковского театра исполнили роль того самого солдата, рядового Первой Мировой Романа Крылова. О чем писали домой участники и свидетели той войны? Они жаловались на вшей и голод, мечтали о свежей паре белья; а в ответных строках получали «родительское благословение, которое будет служить тебе по гроб жизни». Вот только этот самый риторический «гроб жизни» наступал слишком скоро для тех, кто воевал...

Пронзительным, проникновенным текстам подлинных писем удалось достучаться до сердец зрителей. И если сначала многие не приняли необычного формата спектакля, недоумевали, отпускали шутки и вслух комментировали происходящее, то уже вскоре импровизированный отряд зрителей притих, и искренними, но деликатными апплодисментами, дабы не нарушить удивительно доверительную обстановку этого вечера, благодарил артистов. В финале участники и зрители апплодировали стоя...

Заместитель директора музея-заповедника Светлана Блажевская поблагодарила артистов Первой Волковского, преподнеся им от имени музея и всех зрителей цветы:

— Для нас очень важно, что тема Первой мировой войны, которой музей подробно занимается уже не первый год, нашла такой горячий отклик у современников.