Ярославский музей‑заповедник

XXX фестиваль искусств «Преображение». День второй

21.08.2022

В Ярославском музее-заповеднике продолжается юбилейный, 30-й по счету, фестиваль искусств «Преображение» и каждое событие собирает свою заинтересованную аудиторию.

20 августа состоялись традиционные колокольные концерты. Свое мастерство продемонстрировали звонари из Москвы и Санкт-Петербурга, Самары и Новосибирска, Суздали и Красноярска. На очарованных слушателей с небес лились звоны неимоверной красоты — «Богородичный», «Праздничный», «Преображенский», «Сибирский» или авторский, с нарядным названием «Каменные кружева Москвы». Последний исполнила звонарь из города Суздаль Мария Теплякова. Она — член Союза писателей, колокольные премудрости постигала у знаменитого звонаря и гусляра Валерия Гаранина.

Особенностью колокольных концертов этого фестиваля является то, что свое мастерство приехали показать совсем юные музыканты. Николаю Шеховцеву — 13 лет, он из Москвы, служит звонарем при храме. Только на год старше Глеб Щащенко, он приехал из Красноярска и тоже оттачивает свое мастерство в храме. В его исполнении прозвучал «Праздничный перезвон». От такого названия ожидаешь трезвон на всю округу, но — нет: предложенный Глебом вариант праздничного звона прозвучал мягко, деликатно, даже чуть приглушенно. Точно звонарь оберегал сон задремавших ангелов. Самый юный участник — девятилетний Матвей Белогубов. Уже в пять лет он поступил в школу звонарей и с успехом окончил ее. За каждым из молодых звонарей — юными их только возрасту можно назвать! — тянется шлейф достойного участия в конкурсных баталиях самого разного ранга и весомых наград.

В церкви Благовещения Пресвятой Богородицы состоялось выступление вокального ансамбля «INTRADA» из Москвы. Концерт «Во славу Петра» был посвящен 350-летию Петра Первого. Храм Благовещения впервые стал одной из концертных площадок фестиваля, и это очень символично, что духовная музыка петровского барокко прозвучала в стенах, расписанных фресковыми росписями артелью мастеров под руководством выдающегося ярославского знаменщика Федора Игнатьева как раз в годы правления Петра Великого.

«Молодое хоровое чудо», «лучший на сегодня из московских хоров», ««коллектив поражает своей «ангельской» музыкальностью» — так пишут российские СМИ о вокальном ансамбле «Intrada». Каждая из этих высоких оценок — абсолютная правда, и каждый комплимент... недостаточен, чтобы выразить восторг зрителей перед этим вокальным чудом.

Ансамбль «Intrada» (в переводе на русский это означает «вступление») создан в 2006 году выпускницей Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и Кельнской высшей школы музыки Екатериной Антоненко. В 2019 году он удостоен почетного звания «Коллектив года» по версии газеты «Музыкальное обозрение». Коллектив уже второй раз становится участником фестиваля «Преображение», и конечно, собирает полные залы. Красота голосов, великолепная техника, творческая свежесть и выразительность, узнаваемый исполнительский облик — вот что характеризует этот московский вокальный ансамбль. В программе прозвучала музыка композитора Петровской эпохи Василия Титова, его музыку любил сам великий царь-реформатор. Примечательно, что много рукописей музыкальных партитур этого композитора сохранилось именно в Ярославле. Об этом рассказала слушателям художественный руководитель и дирижер «Intrada» Екатерина Антоненко. В некоторых концертах встречаются имена российских государей — каждый из них в свое время слушал это сказочное многоголосие! Вчера слушатели удивлялись звучанию 12 голосов (у каждого артиста — своя партия!), но Екатерина Антоненко рассказала вот что: в истории музыкальной культуры сохранился факт о том, что однажды концерт Василия Титова «Предстательство страшное» пелся на 48 (!) голосов, и было это... в Ярославле, в честь приезда Екатерины II. Это был уникальный концерт-рекордсмен по числу голосов, и нам еще только предстоит взять эти вершины, — скромно пояснила слушателям Екатерина Антоненко.

Вечерняя программа фестиваля была посвящена 150-летию великого оперного певца, нашего земляка Леонида Собинова. Прозвучала опера «Евгений Онегин» П. Чайковского в исполнении солистов, хора и оркестра Московского театра «Новая опера» им. Е. В. Колобова (дирижер — Андрей Лебедев). Опера прозвучала в авторской редакции выдающегося дирижера XX века Евгения Колобова, в Ярославле — это снова премьера.

Евгений Владимирович Колобов — создатель и художественный руководитель Московского муниципального театра «Новая опера». Он стоял у истоков рождения фестиваля «Преображение», считал его предметом своей особой гордости. Евгений Колобов был председателем Всероссийского конкурса звонарей, проходившего во время фестиваля, а также музыкальным руководителем концертных программ. В 2004 — 2010 годах фестиваль «Преображение» носил имя Евгения Владимировича Колобова.

«Евгений Онегин» — постановка 1996 года, классика этого театра, каким он был при жизни его основателя Евгения Колобова. Сам дирижер так говорил о своем восприятии этой оперы: «Опера «Евгений Онегин» по сути своей — трагедия. Во всяком случае, я так эту оперу слышу, так ее чувствую. Поэтому для меня этотспектакль — как бы Дуэль с большой буквы: Онегина и Ленского, Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны, Татьяны и Гремина... Не случайно у самого Чайковского в первом варианте оперы последние слова главного героя звучали так: «О смерть, о смерть, иду искать тебя!», ими я и заканчиваю свой спектакль». Спектакль удостоен национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший музыкальный спектакль» сезона 1996/1997.