Церковь Рождества Христова. 1644 г.
Колокольня церкви Рождества Христова. 50-е гг. XVII в.
За долгие века своей жизни храм и колокольня Рождественского ансамбля многократно ремонтировались, перестраивались, благоустраивались в соответствии с требованиями и вкусами меняющегося времени. Церковь Рождества Христова претерпела существенные изменения своего облика, колокольню перестройки коснулись меньше. Она практически сохранила свой первоначальный облик. Фотографии и листы архитектурной графики позволяют говорить об архитектурной истории ансамбля, вспомнить с благодарностью несколько поколений ярославских реставраторов.
Церковь Рождества Христова построена в 1644г. на средства известного ярославского купеческого рода Назарьевых-Гурьевых (основателей города Гурьева, областного центра Казахстана, в конце XX в. г. Гурев переименован в г. Атырау) . Это второй после церкви Николы Надеина посадский храм в Ярославле. Однако исследователи считают именно его первым собственно ярославским памятником.
В основе его сложной композиции поднятый на подклет массив главного храма. Первоначально он был увенчан обязательным для больших ярославских храмов пятиглавием. Главный объем с трех сторон окружает галерея, завершающаяся на востоке двумя приделами. Третий — Казанский придел — начали строить, когда храм был возведен на высоту человеческого роста. Придел имеет самостоятельную галерею, завершает его процветший «корсунский» крест, замечательный образец работы ярославской художественной ковки XVII в. Декоративное убранство храма достаточно скромно, но в нем впервые ярославские мастера использовали изразцы, ставшие позже столь популярными в городе. Широкой оливковой лентой опоясывает храм изразцовая храмозданная летопись. В ней наряду с царем Михаилом Федоровичем и ростовским митрополитом Варлаамом названы купцы Дружина и Гурий Назарьевы, начавшие строительство храма и три сына Гурия, завершившие его. Представители рода Гурьевых благоустраивали церковь Рождества Христова на протяжении трех столетий. По их заказу в 1683 г. храм был расписан ярославскими мастерами (их имена не известны). На средства Гурьевых был поставлен, а затем дважды, в XVIII и XIX вв. перестраивался иконостас. Однако при этих перестройках сохранился целостный ансамбль икон первой половины XVII в.
Рядом с церковью Рождества Христова в 50-е гг. XVII в. была выстроена колокольня, решенная зодчим как сложное, многофункциональное сооружение. В нижнем ярусе были устроены Святые врата с большим и малым проходом на церковную усадьбу, во втором ярусе — надвратная церковь с обходной галереей и двумя башенками, в одной размещался часовой механизм, а в другой — третий ярус, ярус звона.
Сложная конструкция; выверенная, с великолепными пропорциями отдельных частей композиция и пластичные скульптурно-выразительные архитектурные детали (колонки-кубышки галереи, многочисленные арочки, окна-слухи шатра, угловые двойные полуколонки с необычными шапками-навершиями) — делают Рождественскую колокольню уникальным памятником не только ярославской, но и общерусской архитектуры.
Элла Дмитриевна Добровольская исследовала церковь Рождества Христова в 1959г. На основе этих исследований была выполнена реконструкция первоначального облика храма. Сравнение реконструкции Э. Д. Добровольской и фотографий конца XIX — начала XX вв. дает возможность увидеть результаты многочисленных переделок и перестроек храма и оценить усилия реставраторов, которые выявляли и по мере возможности возвращали памятникам утраченные элементы, убирали позднейшие пристройки, искажающие фасады.
К началу XX в. храм и колокольня оказались в тесной жилой застройке. Найти удачный ракурс для фотосъемки было непростой задачей. Самым удачным и, как следствие, самым тиражируемым был вид с северо-запада, со стороны Варварьинской улицы (ныне ул. Кедрова). Фография П. И. Иваницкого конца XIXв. стала первой в ряду подобных. На ее основе в начале XXв. была выпущена фотооткрытка.
Тем же фотографом, с того же ракурса сделана фотография, на которой мы видим панораму Варварьинской улицы, выходящей на набережную Волги.
Тот же ракурс выбрал Владимир Александрович Лопатин для своего альбома с фотографиями храмов Ярославля. Альбом был изготовлен в 1893г. как дар архиепископу Ярославскому и Ростовскому Иоанафану в 50-летний юбилей его пастырского служения.
Всего было выполнено 12 экземпляров, два из них хранятся в Ярославском музее-заповеднике.
Рассматривая фотографии рубежа XIX-XX веков мы видим результаты многочисленных перестроек.
Боковые главы были сняты в 1831г. по распоряжению архиепископа Авраамия Шумилина. Тогда же была изменена форма главы. Возможно, что четырехскатная крыша вместо позакомарного покрытия появилась раньше — в XVIIIв. Первоначальная кровля сложной формы повторяла форму полукружий-закомар, которые мы видим над карнизом главного храма. Однако в пазухах позакомарного покрытия скапливался снег, дождевая вода, что грозило порчей кровли. Для удобства эксплуатации повсеместно красивые, но неудобные позакомарные покрытия меняли на прагматичные скатные крыши.
Самые серьезные изменения произошли в северо-западной части храма. В 1832 г. была разобрана северная двухярусная галерея с двумя приделами, а вместо нее построен теплый одноэтажный придел. Как видим придел имел самостоятельный вход.
Две печные трубы, который можно рассмотреть над галереями храма и колокольни, свидетельствую о том, что теплым был не только придел Николая Чудотворца, но и подколоколенный храм мучеников Гурия, Самона и Авива.
Колокольня церкви Рождества Христова по замыслу зодчего объединяла в себе три функциональных задачи. В нижней части находились Святые ворота в широким проездом по центру и с небольшим коридором-проходом в северной части. В средней части была устроена надвратная церковь с открытой арочной галереей, которая на востоке завершалась двумя башенками. Выше — ярус звона и шатер колокольни с тремя рядами слухов. Однако при смелости замысла и совершенстве художественного исполнения зодчим были допущены конструктивные просчеты. Надвратная часть колокольни всей своей тяжестью опирается на стены проезда, а они вопреки традиции, были выведены лишь в метр толщиной. Поэтому свод и стены проезда пронизывали продольные и поперечные трещины. Для усиления конструкций закладывались проемы. В конце XVIIв. были заделаны и превращены в окна открытые проемы аркады галереи, а в XVIIIв. были заложены проемы первого яруса, в образовавшихся палатках хранили соль.
Фотооткрытка начала XX в. показывает нам непарадный восточный фасад колокольни. Он раскрывается на дворовую часть участка, поэтому лаконичен в оформлении, особенно в сравнении с парадным западным фасадом.
О неблагополучии конструкций свидетельствуют не только заложенные проемы, но и прикладка-контрфорс выстроенный на северо-восточном углу колокольни.
Обращает на себя утраченная на сегодня деталь — застекленный киот с настенным образом в центре нижнего яруса.
Первый взгляд на эту открытку вызывает недоумение: на всех известных фотоснимках колокольня увенчана крестом простой формы. Откуда взялся ажурный крест, более того такими же крестами украшены боковые башенки. Ни функционально, ни конструктивно кресты над башенками не предусматривались. При увеличении хорошо видно, что фотография на основе которой изготовлена открытка «улучшена», нарисованы не только кресты, но и облака с птицами.
Улучшения коснулись проемов галерей — художник их «открыл» в помощью ретуши.
Фотография, которую можно отнести к жанру повседневной истории, выполнена до закрытия храма в 1921 г. Публикуется впервые.
Обратите внимание на вход в подклет в правой части снимка. Для входа вырублены ступени, что свидетельствует о достаточно большом культурном слое, выросшем вокруг стен храма за годы его жизни.
Исследования реставраторов свидетельствуют, что первоначально галереи были открытыми.
Процветший корсунский крест Казанского придела является блестящим образцом работы ярославских кузнецов и медников XVII в. К сожалению не сохранились растяжки креста, которые мы видим на этой фотографии. Растяжки, которые больше похожи на кружево, чем на утилитарную конструктивную деталь.
Фотография сделана до начала реставрации 1928 г. Высокая точка съемки и ракурс позволяют хорошо рассмотреть и церковь и колокольню.
Первые планомерные реставрационные работы на храмовом комплексе проводились в 1928-1930 г. реставраторами Ярославского отделения Центральных государственных реставрационных мастерских. Основные работы шли в колокольне. Первым был открыт цоколь здания.
На фотографии видно, что при строительстве четырехколонного портика (1831 г.) древнее крыльцо было встроено в него. Арка крыльца обрамлена столбами, на которых просматриваются следы кессонов-ширинок.
На фотографии видно, что окна Казанского придела практически вросли в землю. В настоящий момент фасады храма раскрыты на всю высоту, культурный слой на участке составляет около метра.
Стенописи внешних фасадов храма к настоящему моменту полностью утрачены. Как видим, расписаны были центральные люнеты каждой стены, между столбиками аркатурного пояса барабана главы храма были вписаны 12 фигур в рост. Если присмотреться внимательно с покрытию центральной главы, можно увидеть звезды. В первой половине XIX в. были чрезвычайно популярны голубые купола с золотыми звездами. На церкви Рождества Христова новая глава со звездами появилась при больших перестройках храма в 1831 г.
Хорошо золотые звезды на центральной главе храма видны на литогофии Андре Дюрана. Художник проехал по России в 1839г. Результатом стал альбом «Живописное и археологическое путешествие по России», содержащий сто литографий. Он вышел в 1842 г. в Париже ограниченным тиражом. Единственная ярославская работа Андре Дюрана «Рождественский собор в Ярославле», что свидетельствует о большом впечатлении, которое произвела на него необычная колокольня церкви Рождества Христова.
Звезды на главе дожили до 1960-х годов, по после реставрации этого периода мы их на храме уже не видим.
В позднесоветское время изображение церкви Рождества Христова и ее колокольни обязательно входило в набор открыток достопримечательностей Ярославля.
Заканчивает раздел фотографий работа московского фотографа Юрия Пальмина, известного прежде всего как фотографа архитектуры.
Работы графического раздела публикуются впервые.
Все они представляют собой рабочие материалы исследований, предварявших реставрацию церкви Рождества Христова и ее колокольню в 1928-1930гг. Реставраторы Ярославского отделения Центральных государственных реставрационных мастерских работали на двух участках: основные работы шли на колокольне, вторым участком был Казанский придел церкви.
Были раскрыты проемы арок галереи подклета Казанского придела, восстановлены в этом подклете четыре оконных проема с наличниками из тесаного кирпича.
Реставрационные чертежи по Казанскому приделу выполнены известным советским реставратором Николаем Василевичем Перцевым.
Обмерные чертежи позволяют увидеть «кухню», черновую работу реставратора.
Проектные листы реставраторов Ярославской реставрационной мастерской этого периода, являющиеся результатом кропотливой подготовительной работой, всегда выполнены с невероятной тщательностью, воспринимаются как произведения искусства.
На колокольне был открыт цоколь здания, перекладывались стены первого яруса для укрепления конструкций, восстановлены арки и декор нижних частей колокольни. Тогда же были раскрыты проходы Святых ворот. Но позже в 1930-е гг. их вновь заложили из-за угрозы обрушения.
Два графических листа, строго говоря являющихся архитектурными обмерами, служат подготовительным материалом для разработки проекта реставрации. Однако сейчас эти работы воспринимаются как объекты художественной культуры, в то же время они несут значительный объем информации о памятнике, о времени, о самих авторах.