Ярославский музей‑заповедник

Красота старообрядческого искусства

Старообрядческая меднолитая пластика XVIII-XIX вв. из коллекции Ярославского музея-заповедника.
К 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума

В 2020 году отмечается знаменательное событие в русской истории — 400 лет со дня рождения главного идеолога старообрядчества протопопа Аввакума (1620–1682). Многим современным ярославцам незнакомо имя этого непримиримого борца с реформами патриарха Никона, также как и то, что в 1992 году ярославским старообрядцам передали ансамбль из двух храмов прихода церкви Иоанна Златоуста в бывшей Коровницкой слободе. Своя община невелика, около тридцати человек, но именно сюда по большим праздникам приезжают вологжане и костромичи для общей праздничной службы. Из трех ныне существующих в России старообрядческих монастырей один расположен в Улейме, под городом Угличем и это единственная женская обитель. А всего сейчас в Ярославской области насчитывается 9 общин: в Ярославле, в Николо-Улейминском монастыре, в деревнях Глухово и Павлеиха Ярославского района, Елохино и Павликово Некрасовского района, Нефедьево и Дешино Угличского района, а также в Рыбинске.

Старообрядчество возникло в середине XVII века. Оно явилось следствием мощного духовного противостояния официальной церкви, принявшей реформы патриарха Никона при поддержке царя Алексея Михайловича, с одной стороны, и не принявших реформы духовенства и мирян, с другой стороны. Суть реформы заключалась в устранения многочисленных отступлений от первоначального, пришедшего на Русь из Византии порядка богослужения. Также предписывалось провести редактирование текстов богослужебных книг и внесение соответствующих изменений в литургическое чинопоследование. Кроме сути, реформа затронула и внешние обрядовые формы, заменив, в частности, привычное двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением троеперстным, двойное возглашение «аллилуйи» — тройным, написание имени Исус — на Иисус.

Сторонники протопопа Аввакума предлагали править книги по древним русским рукописям и не менять правила богослужения. Это и множество других противоречий привели к расколу Русской Православной Церкви. Раскольники подвергались жестоким гонениям, а в 1685 году указом царевны Софьи они были объявлены вне закона. С этого времени началась длительная борьба официальной церкви с хранителями старой веры. Трагически закончилась жизнь убежденного противника реформ протопопа Аввакума (Петрова, род. в 1620 году). После неоднократных ссылок он был заточен в городе Пустозерске на Печоре. Туда же был сослан его последователь поп Лазарь из города Романова, преданный анафеме за обличение Никона и его нововведений. В 1682 году протопоп Аввакум и поп Лазарь были сожжены.

В конце XVII в. старообрядчество разделилось на два крупных духовных течения, которые также называли «согласиями» — поповцев и беспоповцев. Сторонники поповского согласия сохраняли традиции церковной службы дониконовской Руси, они признавали священство и служили в храмах. Беспоповцы не признавали священство, У них не было традиционных церковных зданий. Их заменили часовни без алтарей, а также моленные дома, службу в которых проводили наставники. В среде беспоповцев существовали несколько течений — поморцы, федосеевцы, филипповцы и другие.

Карательные меры, ссылки, обличения, публикации полемических сочинений и другие меры привели к еще большему единению старообрядцев. Они компактно селились в отдаленных землях: в Поволжье, на Дону, на Урале, в Сибири и на Русском Севере. Компактное проживание способствовало созданию своей культуры. Сохраняя и развивая традиции древнерусского искусства, старообрядцы сформировали яркое, самобытное явление в истории русского национального искусства — старообрядческое иконописание, рисованные и печатные лубки, медное литье, предметы мелкой пластики из дерева и др.

Предлагаемая выставка даёт возможность познакомиться с частью культурного наследия старообрядцев, хранящегося в Ярославском музее-заповеднике. Это старообрядческая меднолитая пластика XVIII — XIX вв. самых известных центров литья на Севере и в центральной России. Каждый центр представлен показательными произведениями с характеристикой их стилистических особенностей.

Поморские меднолитые изделия

С конца XVII столетия крупнейшим старообрядческим поселением к северо-востоку от Онежского озера стало Выговское общежительство, получившее название по протекающей здесь реке Выг. Обитель, созданная в 1694 году, считала себя преемницей древнего Соловецкого монастыря, а ее основателей святых Зосиму и Савватия почитала своими небесными покровителями. Выговское общежительство быстро превратилось в крупный религиозный, экономический и культурный центр старообрядцев беспоповцев. С первых лет создания обители ее устроители понимали, что распространение и укрепление старообрядчества невозможны без обеспечения насельников общежительства, паломников и членов поморских общин по всей России необходимыми книгами, иконами и меднолитыми изделиями. Созданные выговскими мастерами кресты, иконы, складни отличались единством художественного стиля, который получил название поморского.

Изделия выговских мастеров были необычайно востребованы. Их легко было спрятать при вынужденных переездах, использовать для личного молитвенного обихода или в общественном служении в молитвенных домах.

Первые меднолитейные мастерские появились в общежительстве в первой четверти XVIII века. Известны изделия, датированные 1713 — 1721 годами. В этот период производство формируется как самостоятельное художественное направление, отличающееся технологическими, иконографическими и стилистическими признаками.

Для производства изделий требовалось много сырья — медь в слитках поступала от уральских горнозаводчиков, в том числе, от А. Н. Демидова, а также из находившихся недалеко Олонецких металлолитейных заводов.

Образцы для отливки предметов поступали разными путями. Основатели общежительства братья Денисовы, бывая в поездках, приобретали дониконовские книги, иконы, древнерусскую меднолитую пластику. В выговских мастерских работали выходцы из новгородских, московских и других земель. Совместная деятельность чеканщиков, литейщиков и эмальеров привели к созданию произведений высокого качества и вариативности композиций. Они отличались блестящими художественными достоинствами — богатой орнаментикой, многоцветностью эмалей, золочением.

Предметы отливали не только в общежительстве, а также в скитах, откуда их отправляли в обитель, после чего распространяли в среде староверов беспоповского согласия. Изделия поморских мастеров были одной из статей дохода. Если меднолитые изделия других сортов продавались на вес пудами (например, гуслицкое, загарское), то поморская пластика работы выговских и московских мастеров — по цене за штуку. Они высоко ценились за качество изготовления, разнообразие сюжетов, нарядность.

Выговцы изготавливали предметы в основном трех групп: кресты, иконы и складни, имеющие единые иконографические и композиционные признаки. Так, например, беспоповцы безошибочно признавали «свои» восьмиконечные, киотные или другие кресты по изображению в оглавии образа Спаса Нерукотворного. Особо почитались маленькие двустворчатые складни с изображением «Троицы Ветхозаветной» и «Богоматери Знамение». Их размеры доходили до 3,5×7,1 см. Такие миниатюрные складни получили название «поморская панагия», их могли носить на груди.

Кресты и складни больших размеров использовали в общественном богослужении. Наиболее тиражированными произведениями поморцев были большие четырехстворчатые «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери». В раскрытом виде они представляли целый иконостас из двадцати клейм-икон. Подобный складень, выполненный по «поморскому образцу», представлен на нашей выставке в ряду произведений московской меднолитой пластики.

Деятельность Выговского общежительства периодически находилась под угрозой закрытия. С 1836 года правительство начинает осуществлять меры по «искоренению раскола». Середина XIX века стала временем полного уничтожения хорошо налаженной экономической деятельности, закрытия молелен, вывозом уникальной библиотеки, икон, полным разрушением жилых построек и даже разорением кладбищ. Меднолитое производство переместилось из обители в мастерские скитов.

1.jpg

Образы святых мучеников Кирика и Улиты в старообрядческой меднолитой пластике имеются на отдельных иконах, на иконах с избранными святыми, на створках складней. На выставке представлена створка поморского складня конца XVIII века. Фронтальное изображение мучеников Кирика и Улиты среди пышных побегов и крупных цветов необычайно выразительно. Улита держит высоко поднятый восьмиконечный крест, руки Кирика молитвенно сложены на груди. Фон створки украшают темно-синяя и белая эмали.

В старообрядческой среде Кирика и Улиту почитали как покровителей людей, преданных и гонимых за веру, каковыми они сами являлись, а также матерей с детьми.

2.jpg 2.1.jpg

В выговских мастерских создавали в большом количестве трехстворчатые складни с разными композициями. Мы представляем два подобных складня.

На центральной створке одного из складней изображен Деисус. На левой створке — апостол Иоанн Богослов, святитель Николай Чудотворец и Филипп, митрополит Московской. На правой — Ангел Хранитель и особо почитаемые в старообрядческой среде преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Как правило, на оборотной створке поморских складней, как и в нашем случае, мы видим изображение в картуше с эмалями восьмиконечный Голгофский крест в овале.

3.jpg

Другим, не менее известным вариантом, являетсятрехстворчатый складень с миниатюрными композициями «Успение Богородицы», «Воскресение Христово» (Сошествие во ад), «Богоявление». Складень из коллекции музея, как и другие подобные, декорирован многоцветными эмалями. На оборотной стороне одной из створок традиционно помещено изображение Голгофского креста.

4.jpg

Образ Богоматери относится к иконописному типу Одигитрии. В верхней части иконы изображены два летящих ангела с орудиями страстей Христовых, слева — крест, справа — копие и губка. Эта особенность иконографии дала название иконе — Страстная. Икона прославилась как чудотворная в 1641 году, при царе Михаиле Федоровиче. Старообрядцы почитали этот образ, как «дониконовский», прославленный в переломный период в истории русской церкви.

Богородичный образ из собрания музея характеризуется повышенной декоративностью. Он украшен многоцветными эмалями. Орнаментированный нимб Богоматери завершает венец с крупными «бусинами». Фон также покрыт орнаментом. Вся композиция заключена в рамку с балясинками и розетками вверху.

5.jpg

Восьмиконечный крест «Распятие с предстоящими» получил наименование «киотный». Он имеет усложненную форму, по сторонам от Распятия находятся боковые прямоугольные пластины с парными изображениями Богоматери и святой Марфы, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина Сотника. На верхнем конце креста изображен Спас Нерукотворный с характерной надписью — «Царь Славы IС ХС (Исус Христос) Сынъ Божiи».

Подобные кресты врезали в рамы-киоты, в живописные иконы.

Опыт поморской литейной школы, разработанные формы и композиции крестов, икон и складней были приняты всеми московскими старообрядческими беспоповскими общинами поморцев, федосеевцев, филипповцев. Существование постоянной связи между поморским Выговским общежительством и московской федосеевской общиной Преображенского кладбища позволяет говорить о повторении крестов и складней поморского типа в московских литейных заведениях. Произведения талантливых поморских литейщиков оставались образцами для многочисленных мастерских беспоповцев кустарных заведений по всей России.

Московская меднолитая пластика

С конца XVIII века с поморским Выговским общежительством постоянную связь поддерживала московская беспоповская федосеевская община Преображенского кладбища. После очередной волны гонений на поморское общежительство и полной его ликвидации в середине XIX века их традиции изготовления и декоративного убранства меднолитых изделий выговских литейщиков восприняли московские мастера. Используя теоретический и практический опыт поморцев, столичные литейщики не только наладили технологический процесс, но и расширили ассортимент выпускаемой продукции. Литейные мастерские располагались в частных домовладениях на территории города. Исследователи старообрядческой меднолитой пластики отмечают, что «...становление видового, типологического и иконографического ряда медного художественного литья в данном регионе происходило под непосредственным влиянием поморских образцов Выговского общежительства».

На выставке «Красота старообрядческого искусства» представлены превосходной работы иконы крест и складень, богато орнаментированные и украшенные многоцветными эмалями.

6.jpg

В коллекции музея находятся иконы, предназначенные для личного молитвенного обихода. Некоторые из них отмечены монограммами мастеров литейного дела. Так, две иконы изготовлены известным мастером-старообрядцем московской Преображенской общины Родионом Семеновичем Хрусталевым, о чем свидетельствуют буквы: «М. Р. С. Х.».

Уровень его произведений свидетельствует о высоком профессиональном статусе в меднолитейном деле. Установлено, что Р. С. Хрусталев был чеканщиком, занимался изготовлением и правкой моделей для литья. Украшенный многоцветными эмалями, богато орнаментированный образ Николая Чудотворца изготовлен в последней четверти XIX в. На верхнем бортике размещена монограмма мастера — «М. Р. С. Х».

7.jpg

Вторая небольшая иконка его работы конца XIX-начала XX века — «Мученики Кирик и Улита с избранными святыми». На ее лицевой стороне, на нижней рамке находится монограмма «М. Р. С. Х.». В нижнем регистре распложены святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, мученики Кирик и Улита; в верхнем регистре — мученица Параскева Пятница, преподобномученица Евдокия, великомученица Варвара.

8.jpg

Священномученик Антипа изображен с благословляющим жестом правой руки и закрытым Евангелием в левой руке. По народным верованиям считается, что святой Антипа исцеляет от зубной боли, поэтому по сторонам от нимба находятся буквы «З» и «Ц». Вверху в медальонах представлена Деисусная композиция — Спас Нерукотворный, Богоматерь и Иоанн Предтеча. Все части композиции — одежда, средник и рамка декорированы разнообразным орнаментом.

9.jpg

Иконография «Покрова Богородицы» близка к живописным изображениям праздника Покрова. Многофигурная композиция развернута в интерьере храма. В нижней части, в центре на амвоне представлен Роман Сладкопевец, держащий развернутый свиток. Справа — Андрей Юродивый поднятой рукой указывает своему ученику Епифанию вверх на Богоматерь с покровом на руках. Слева стоят на подиумах патриарх Тарасий и равноапостольный царь Константин. Справа — равноапостольная царица Елена. В верхней части за Богоматерью находятся избранные святые и ангелы. В центре навершия, расположены Троица Новозаветная, по сторонам — архангелы Михаил и Гавриил и символы Евангелистов.

10.jpg

В иконе «Троица Ветхозаветная» присутствует характерная для московских преображенских изделий тщательная детализация всех частей композиции — ликов святых, складок их одежд, архитектуры, лиственной кроны мамврийского дуба.

11.jpg

В центре иконы расположен восседающий на широком орнаментированном престоле Иисус Христос с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, которые держат в руках раскрытые свитки. За престолом вверху, по сторонам, изображены апостолы Иоанн Богослов и Петр, святитель Иоанн Златоуст и апостол Павел, архангелы Михаил и Гавриил. Ниже — коленнопреклоненные святитель Николай Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский. К подножию припадают преподобные Зосима и Савватий Соловецкие.

12.jpg

Композиция иконы тождественна произведениям темперной живописи: на фоне креста расположены фигуры Христа и Богоматери, поддерживающей Его тело. В нижней части — условное изображение Гроба Господня. Средник заключен в пышную раму, орнаментированную листьями и гроздьями винограда. Отличительной особенностью является отсутствие эмалей. Особый эффект придает иконе золочение ее поверхности.

13.jpg

Четырехстворчатые складни такого размера в старообрядческой среде называли «Большие праздничные створы». Подобного типа складни начали отливать в первой трети XVIII века в Выговском общежительстве. По поморскому типу их изготавливали московские мастера-беспоповцы.

На трех створах в 12-ти клеймах представлены сюжеты главных православных праздников. На первой створе — «Благовещение», «Рождество Христово», «Рождество Богородицы», «Введение Богородицы во храм». На второй — «Сретение Господне», «Богоявление», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим». На третьей — «Воскресение Христово» («Сошествие во ад»), «Вознесение Господне», «Троица Ветхозаветная», «Успение Богоматери». На четвертой створе находятся композиции поклонения избранных святых богородичным образам Тихвинской, Владимирской, Смоленской и Богоматери Знамение. Завершаются створы композициями «Распятие Христово», «Троица Новозаветная», «Воздвижение Креста Господня», «Похвала Богородицы». Четырехстворчатые складни были востребованы, их изготавливали в большом количестве.

14.jpg

На центральной створке — поясная фигура Спаса Вседержителя с раскрытым Евангелием в левой руке и благословляющим двуеперстием правой. На левой створке изображена в молении ко Христу Богоматерь с развернутым свитком, на правой Иоанн Предтеча, держащий чашу с Младенцем и свиток. Складень представляет собой высококачественное произведение московского литья. Золочение, орнаментация и двуцветные эмали делают его ярким и эффектным. На оборотной стороне левой створки на фоне яркой синей эмали, в овале расположено рельефное изображение Голгофского креста на фоне иерусалимской стены и растительный орнамент.

Складень происходит из деревни Маклаково Угличского района Ярославской области.

15.jpg

Изображение первых русских канонизированных святых Бориса и Глеба, выполненное в конце XIX века, воспроизводит иконографию конца XV — начала XVI века. Князья представлены как воины, на конях. Князь Глеб держит в руках развевающийся стяг, князь Борис — поднятый меч. На стяге изображен Голгофский крест, напоминающий о мученической кончине князей-братьев. Благословляющая десница с двуеперстием находится в верхнем правом углу. Навершие повторяет створку панагии с Троицей Ветхозаветной.

16.jpg

В среднике иконы «Спас Благое Молчание, с Деисусом и избранными святыми» конца XIX в. представлен образ Иисуса Христа в ангельском чине до Его воплощения в виде безбородого юноши с крыльями за спиной. Его руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб ещё не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде, как его изображают на иконах Господа Саваофа. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает Божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой непостижимость Божества. Композиция средника заключена в прямоугольную раму с «жемчужником». На широких полях находятся восемнадцать медальонов с поясными изображениями, вверху — Спаса Вседержителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила; по сторонам — апостолов Петра и Павла, святителей Василия Великого и Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца, великомучеников Георгия и Димитрия. В нижнем ряду — преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, а центре — Ангел-хранитель, апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный.

Эта сложная, многофигурная икона поступила в музей из села Норское под Ярославлем.

Опыт поморской литейной школы, формы и композиции крестов, икон и складней были приняты всеми московскими старообрядческими беспоповскими общинами. К концу XIX в. московские мастера выпускали до 100 вариантов крестов, икон, складней и накладок на книжные переплеты. Это многообразие ассортимента свидетельствует о развитии традиций поморского литья мастерами «медных заведений» Москвы. С середины XIX века «медные заведения», выполнявшие заказы Преображенского кладбища, снабжали литьем общины беспоповского согласия на всей территории России.

Подмосковье

Гуслицы

Меднолитая пластика старообрядческого поповского согласия представлена изделиями подмосковных гуслицких и загарских мастеров. Гуслицы — крупнейший центр старообрядческого художественного литья, располагавшийся в Богородском уезде, к юго-востоку от Москвы. Свое название эта местность получила по протекавшей в этой местности реке Гуслице. В течении XVIII — начале XX века здесь в большом количестве изготавливали кресты, иконы и складни, отличавшиеся не только определенной иконографической программой, но и композиционным разнообразием и декоративными особенностями. Как правило, гуслицкие предметы украшали эмалями белого, синего, голубого цветов.

17.jpg

В иконе «Богоматерь Всех скорбящих Радость» обращает на себя внимание навершие с композицией «Вход Господень в Иерусалим» в обрамлении шести херувимов. По своим размерам оно немного меньше основной композиции. Икона скромно декорирована двуцветной эмалью.

18.jpg

Крест, украшенный эмалями, происходит из села Варницы Ростовского уезда. В центре композиции находится восьмиконечный крест с парными предстоящими, слева — Богоматерь и святая Марфа, справа — апостол Иоанн Богослов и Лонгин Сотник. В оформлении верхнего конца креста изображены Господь Саваоф, Дух Святой, два летящих ангела и ниже титло — IHЦИ. Эта композиция очень важна, она является главным отличием крестов старообрядцев поповского согласия. Большую часть изделия составляют восемнадцать клейм с изображением праздников, образами Богородицы и святых. Завершают крест девятнадцать херувимов и серафимов. Подобные кресты представляли собой небольшие переносные иконостасы.

Классическими образцами гуслицкого литья являются несколько трехстворчатых складней XIX века. Они имеют особую форму: следуя древнерусским традициям, складни повторяют в миниатюре Царские врата храмового иконостаса. Такие «створцы», украшенные не только растительными вьющимися побегами и рамками с геометрическим орнаментом, но и декорированные цветными эмалями — самый распространенный вид гуслицкой меднолитой продукции.

19.jpg

Совершенством литья и детализацией композиции отличается складень с эмалями «Апостол и евангелист Иоанн Богослов в молчании. Избранные праздники». В среднике, рядом с сидящим евангелистом находится его символ — орел с чернильницей в клюве. Геометрический орнамент обрамляет центральную композицию и боковые створки. В фигурном навершии средника изображен на облаках «Иисус Христос Царь Царем» с жестом архиерейского благословения. Это один из характерных признаков принадлежности к изделиям мастеров-поповцев. Но главное отличие этих трехстворчатых складней — форма схлопывающихся створок. В их верхней части размещена композиция Благовещения: слева — архангел Гавриил, справа — Богоматерь.

Как и в живописных иконах, образ Иоанна Богослова в молчании особенно почитался старообрядцами.

20.jpg 21.jpg

Образы Богоматери были особенно почитаемы и широко распространены в изделиях всех согласий и толков старообрядцев. Эмалями и травными орнаментами украшены складни XIX века. «Богоматерь Страстная. Избранные праздники» и «Богоматерь Знамение. Избранные праздники». Изображение «Богоматери Знамение» выделено двойной рамкой: внутренняя — с синей эмалью, скромным орнаментом и фигурным краем, внешняя — с белой эмалью и растительным орнаментом. Над центральной створкой находится сложносоставное навершие — «Троица Ветхозаветная» с херувимами по сторонам, над ней изображение Спаса Нерукотворного. Этот образ встречается часто в пластике старообрядцев-поповцев как на складнях, так и на иконах.

22.jpg

Необычайно нарядна икона с образами Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста. Каждый из них в левой руке держит закрытую книгу, правой благословляет. Выразительные лики святых индивидуализированы. Саккосы двух святителей покрыты пышным растительным орнаментом, фон иконы «заткан» сплошным орнаментом. Между фигурами святых поднимаются вьющиеся побеги с крупными цветами. В фигурном навершии традиционно, в облаках, изображен благословляющий «Иисус Христос Царь Царем». Как и другие произведения гуслицких мастеров, икону украшают эмали.

Гуслицкие мастера имели тесные связи с общиной старообрядцев-поповцев Рогожского кладбища в Москве, в которой получили широкое распространение и молитвенное почитание меднолитые кресты, иконы и складни. В настоящее время Рогожское кладбище — это крупный центр, где находятся летний Покровский храм 1793 года и обширный зимний храм Рождества Христова 1810 года.

Загарье

В Подмосковье меднолитые предметы изготавливали также в селах Новинской волости Богородского уезда. По названию местности Загарье оно получило название «загарское». В целом, по качеству литья и декоративному убранству они уступали изделиям гуслицких мастерских. При этом некоторые мастера отливали предметы, получавшие на московских и петербургских кустарно-промышленных выставках высокие оценки. Изделия загарского сорта, как правило, узнаваемы по характерным технологическим признакам — отсутствие опиловки на лицевой и оборотной сторонах, значительный вес, а также и редкое использование эмалей.

23.jpg

В коллекции музея-заповедника имеются предметы загарского литья. Такова икона с изображением Николая Чудотворца (Можайского). Ее фон необычайно пышно орнаментирован. В верхней части в кругах находятся миниатюрные поясные изображения Иисуса Христа и Богоматери. Завершает фигурный верх иконы образ Спаса Нерукотворного с двумя херувимами по сторонам. Рельефная фигура святого Николая, высоко поднятый меч в его правой руке и объемное решение храма очень близки к деревянным скульптурам Николая Чудотворца.

24.jpg

Как и на меднолитых крестах гуслицких мастеров, на верхнем окончании восьмиконечного креста в оглавии выделяется высоким рельефом изображение Господа Саваофа, Духа Святого в виде голубя и двух летящих ангелов с покровенными руками. Над нимбом Христа находится титло — IНЦИ. Это оформление верхней части креста тождественно описанию представленного ранее большого гуслицкого креста второй половины XIX века. Оно характерно для старообрядцев, приемлющих священство. На нижнем конце расположены орудия страстей Христовых. Отлитый во второй половине XIX века, крест по своей иконографии, очевидно, восходит к более ранним образцам.

25.jpg

Фон небольшого размера иконки Федоровской Богоматери покрыт плотным растительным орнаментом. Качество литья несовершенно, как и небрежно исполненная надпись на нижнем поле иконы: «Образъ пресвятыя Феодоровския». Эти признаки соответствуют характеристике недорогих загарских изделий, получивших широкое распространение в народной среде.

Коллекция меднолитой пластики Ярославского музея-заповедника насчитывает более 500 произведений конца XI—XIXв. Основной состав — это изделия конца XVIII–XIX века, созданные в старообрядческих литейных мастерских. На выставке «Крест и складень» представлены 25 изделий, большая их часть является замечательными образцами русского декоративно-прикладного искусства.

Выражаем благодарность Елене Яковлевне Зотовой, кандидату исторических наук, за консультации при атрибуции произведений меднолитой пластики, представленной на выставке.

Словарь

Поморцы

Древлеправославная поморская церковь — современное официальное название крупнейшей религиозной организации староверов поморского согласия. Поморцы не признают священство, общины возглавляют духовные наставники, совершающие таинства крещения и исповеди.

Духовным центром всего согласия с конца XVII до середины XIX в. являлся монастырь, организованный к северо-востоку от Онежского озера на реке Выг. В течение всего XVIII в. среди староверов-поморцев велась полемика о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. В итоге брачный чин был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 г., что со временем было признано государством и привело к возможности законной передачи имущества по наследству. Под угрозой закрытия Выговского общежительства поморцы вынуждены были в 90-х годах XVIII в. принять моление за царя без упоминания имени. Выговский монастырь имел свои представительства в Москве и Петербурге.

В настоящее время на территории России зарегистрировано 50 поморских религиозных организаций.

Федосеевцы

Направление возникло в конце XVII — начале XVIII в. на северо-западе европейской части России, среди старообрядцев-крестьян и посадских. Основателем первой общины федосеевцев был бывший дьякон Крестецкий Ям, близ Новгорода, Феодосий Васильев (1661–1711) из рода бояр Урусовых.

Федосеевское согласие оформилось в начале 90-х годов XVII в. С самого своего выделения федосеевцы отличались непримиримостью к государству и строгим аскетизмом.

Особенностями согласия являются:
безбрачие (хотя на практике большинство федосеевцев состоят в браке);
• убеждение в наступлении царства антихриста;
• убеждение в совершенной испорченности российского государства;
• отрицание моления за царя

Со второй половины XVIII в. федосеевцы постепенно становятся самым многочисленным и влиятельным направлением в беспоповстве. Их центром с 1771 г. становится Преображенская старообрядческая община в Москве, основателем и первым наставником которой был И. А. Ковылин (1731–1809), богатый торговец и промышленник, родом из крестьян. Руководители общины выкупали крестьян, принявших учение федосеевцев, также часто община принимала и укрывала беглых крепостных, особенно женщин. Большинство же членов общины работало на хлопчатобумажных мануфактурах в Лефортове и жило там же.

Во второй половине XIX столетия федосеевцы перестали играть руководящую роль в беспоповстве и постепенно превратились в достаточно замкнутую религиозную организацию. Некоторое оживление церковной жизни федосеевцев происходит после введения свобод в 1905 году, но оно было прервано Октябрьской революцией 1917 года.

Большие зарегистрированные общины существуют в Москве (Преображенское кладбище) и Казани, численность прихожан — несколько сотен человек.

В 2014 г. создана централизованная Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия.

Филипповцы

Филипповцы в 1737 г. вышли из Выговской общины поморцев и основали скит на р. Умбре в Карелии. Основатель филипповского согласия инок Филипп, бывший стрелец (Фотий Васильев, 1674-1742 гг.).

Под давлением правительственных репрессий филиповцы были вынуждены совершать самосожжение как средство по их убеждениям "соблюдения веры«Отличались фанатической нетерпимостью к другим направлениям раскола. не признавали брак. В 1742 г. их скит был окружен царскими войсками Филипп и его последователи (70 чел.) приняли «огненное крещение» и погибли. К самосожжению они прибегали и позднее. Во-второй половине XVIIIв. филиповцев фанатизм ослабел. Они стали платить подати и выполнять государственные повинности.

До начала XX века филипповцы проживали в, Петербурге, Угличе, Кимрах, Одесе. В Москве им принадлежал т. н. Братский двор, по значимости сравнимый с Рогожским и Преображенским кладбищами. Последнее место их пребывания — федосеевская Никольская часовня на Преображенском кладбище, была закрыта в 1990 году по причине физического вымирания общины. В настоящее время в Центральной России уже не осталось филипповских общин, отдельные престарелые филипповки недавно жили в Кимрах и в некоторых селениях Архангельской области. По устным свидетельствам, филипповские общины существуют в Сибири.