Ярославль в акварели. К 1010-летию основания
Автор текста: Артемьева Н. В.
В 2020 году город Ярославль отмечает 1010 лет со дня основания. Наш город по праву называют одним из самых красивых городов на Волге, недаром его достопримечательности удостоились места в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Ярославль красоты неописанной, всюду Волга и всюду история...» — так о Ярославле писал литературный критик и поэт XIX века Аполлон Григорьев. И сегодня туристы не перестают говорить слова восхищения Ярославлю, называя его одним из красивейших городов русской провинции и выражая желание возвращаться сюда снова и снова...
Величие древнерусских храмов и монастырей, очарование зеленых бульваров и уютных улочек, живописность волжских просторов всегда находили отклик в сердцах тех, кто здесь побывал. Писатель Иван Аксаков в XIX веке после знакомства с Ярославлем отметил:
Не оставил равнодушным наш город и писателя Александра Островского, посетившего Ярославль в 1849 году. В своем дневнике он записал:
Посетившие Ярославль Илья Ильф и Евгений Петров высказались о ярославских набережных с юмором:
Город являлся источником вдохновения не только для писателей, но и для художников. Его живописные площади, улицы, храмы, набережные можно увидеть на картинах ярославских мастеров, которые занимают достойное место в собрании Ярославского музея-заповедника.
На нашей виртуальной выставке «Прозрачный город: Ярославль в акварели», приуроченной к 1010-летию с даты основания города, представлена часть живописных работ из коллекции музея с видами Ярославля, которые объединяет техника исполнения — акварель.
Известно, что акварель требует быстрой работы, поэтому акварельные зарисовки всегда привлекают свежестью и мимолетностью впечатления, некой стремительностью уходящего момента. Современные живописцы любят акварель. Эта техника идеально подходит для динамичного, мгновенно меняющегося на наших глазах мира. Акварель часто называют самой непослушной, самой капризной краской. С ней трудно работать, ее трудно хранить, она непредсказуема и требует от художника максимальной сосредоточенности. Но в то же время акварельная техника отличается особой очаровательной хрупкостью, легкостью и невесомостью.
В силу особенностей краски, ее неустойчивости, склонности к быстрому угасанию, акварельные рисунки практически не экспонируются в постоянных экспозициях даже крупнейших музеев мира, основную часть времени находясь в запасниках. Виртуальный формат выставки позволяет презентовать эту часть живописной коллекции Ярославского музея-заповедника, при этом не навредив экспонатам.
Расцвет акварельной живописи в Европе пришелся на рубеж XVIII–XIX веков. Акварель как искусство тончайших нюансов появилась в Великобритании, где в 1804 году было создано Общество акварелистов. «Акварель» (англ.- water colours) — живопись «водяными красками». Именно в Англии были разработаны основные приемы европейской акварельной живописи. В России акварель стала популярна примерно в то же время, и находилась под сильным ее влиянием. В то время многие состоятельные люди из высшего света увлекались акварельной живописью. Эта техника не воспринималась в то время всерьез и считалась чем-то вроде развлечения. Одним из первых русских художников, которые подняли акварельную живопись на новый уровень, был Петр Соколов, современник А. С. Пушкина и ученик Санкт-Петербургской Академии художеств. Ему пришлось зарабатывать своим искусством на жизнь. 1880 год стал важной вехой в истории русской акварели: по инициативе преподавателя Рисовальной школы Общества поощрения художников Э. С. Вилье де Лиль-Адана был образован кружок для устройства акварельных выставок. В 1887 году кружок получил официальный статус Общества русских акварелистов, которое ставило целью «содействовать успеху и развитию акварельной живописи в России». Устав был утвержден 11 июля 1887 года. Председателем был избран Альберт Бенуа. Общество провело 38 выставок всего за 24 года и распалось в 1918 году, но акварелью к тому времени так или иначе занимались уже все русские художники. Особенность русской школы акварели в том, что акварелисты практически на всем протяжении XX века не получали особой подготовки. Живопись акварелью считалась более ученической, нежеди профессиональной техникой. Только в конце XX века в Москве открылась специализированная Школа акварели Сергея Андрияки.
Работы, представленные в нашей виртуальной галерее, позволят увидеть город глазами художников, живших в разных столетиях — некоторые акварели разделяют почти 100 лет. Каждый из представленных мастеров писал свой, собственный Ярославль, изображая не только то, что можно видеть глазами, но и передавая чувства, эмоции, впечатления от увиденного и пережитого. В изящных, выполненных с почти ювелирной точностью в изображении зданий и различных деталей архитектурных пейзажах И. М. Белоногова, Е. А. Сабанеева, В. Г. Башкова перед нами торговый, купеческий город с богатой историей. В акварелях А. И. Малыгина это уже новый, советский Ярославль, здания которого несут на себе раны событий июля 1918 года. В полупрозрачных акварелях С. П. Светлицкого — светлый, легкий, но при этом тревожный город 1944 года. В архитектурных пейзажах К. А. Козловой Ярославль основательный, выстоявший после войны, сохраненный.
Особняком стоят две работы, где авторы обратились к истории Ярославля: это акварели А. И. Малыгина «Ярославль начала XVIII века» и П. А. Алякринского «Святые ворота Спасского монастыря». В них Ярославль предстает как летописный город-крепость с мощными оборонительными башнями, златоглавый, немного сказочный.
Надеемся, что наша виртуальная художественная галерея послужит источником вдохновения для создания Вами собственного акварельного портрета Ярославля.
«Ярославль в видовых акварелях художников XIX — начала XX века»
Белоногов Иван Михайлович (1800-1871) — акварелист, рисовальщик, живописец, художник-самоучка.
Родился в г. Романово-Борисоглебске Ярославской губернии. С малолетнего возраста работал в торговой лавке, затем выучился на мастера золотых и серебряных дел. Для этой работы освоил рисование. Сначала делал наброски ювелирных украшений, затем увлекся видовыми пейзажами, созданием чертежей планов и фасадов зданий. Именно благодаря навыкам чертежника, Белоногов был замечен сначала губернским, а затем петербургским начальством. Иван Михайлович начал работать по заказам, делать виды разных задний, местностей и достопримечательностей Ярославской губернии. Акварельные работы художника отличают тонкость рисунка и поэтичность, достоверность в передаче архитектурных достопримечательностей Ярославской губернии.
Акварели И. М. Белоногова с панорамными видами («видовые пейзажи») и видами отдельных архитектурных памятников городов Ярославской губернии — Ростова Великого, Рыбинска, Романова-Борисоглебска, Углича, Ярославля — находятся в собрании Государственного исторического музея, Государственного Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской Академии художеств, Ярославского музея-заповедника, Ярославского художественного музея, Государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль», Рыбинского музея-заповедника, а также в Отделе редких книг Нью-Йоркской публичной библиотеки — одной из крупнейших библиотек мира.
Сабанеев Евгений Александрович (1847-после 1917) — художник, архитектор.
Представитель старинного дворянского рода Ярославской губернии. Родился в Санкт-Петербурге. В 1864 году поступил в Императорскую Академию художеств. Обучение проходил успешно: молодой архитектор получил сначала Малую, а затем Большую серебряные медали. В 1871 году, при выпуске из Академии Художеств, за проект православной церкви он получил также Малую золотую медаль. Два года провел за границей, слушая лекции по истории искусства в Дюссельдорфе, Гейдельберге и Париже. Вернувшись в Петербург, в 1872 году он начал службу при Главном артиллерийском управлении, при этом не оставляя занятий архитектурой и живописью. В 1873 году получил звание классного художника 2-й степени; в 1875 году за проект церкви для римско-католического кладбища признан художником 1-й степени, а в 1879 году за «Проект станции железной дороги» возведен в звание академика.
С 1878 по 1892 год Е. А. Сабанеев был преподавателем истории искусства в классах Академии художеств. В 1878 году он стал преподавать тот же предмет, а также акварельную живопись и сочинение декоративных рисунков в рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств. В 1881 году Е. А. Сабанеев был избран директором этой школы. С 1880 года — член Петербургского общества архитекторов, с 1898 года — действительный член Императорской Академии Художеств, автор известного в свое время издания «Курс начального рисования».
Евгений Александрович был последним владельцем родовой усадьбы Сабанеевых «Аннинское» в Борисоглебском уезде Ярославской губернии, где и проживал, периодически выезжая в Санкт-Петербург. Сабанеев активно участвовал в благоустройстве г. Романово-Борисоглебска, также занимал должность мирового судьи, часто бывал по служебным делам в Ярославле. С 1911 года был действительным членом Ярославской губернской ученой архивной комиссии, входил в жюри конкурса на памятник Ф. Г. Волкову в Ярославле.
На выставке представлены панорамные (видовые) акварели Сабанеева, отличающиеся вниманием к мельчайшим подробностям и деталям.
Башков Василий Григорьевич (1815-1860) — художник, акварелист, рисовальщик.
Родился в селе Угодичи Ростовского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. Оставив сельский труд, поступил на службу секретарем к купцу П. В. Хлебникову — знатоку и ценителю старины. Благодаря царившей в доме Хлебниковых атмосфере, Башков увлекся местной историей и стал делать зарисовки карандашом, тушью и акварелью в популярном тогда жанре топографического пейзажа. Профессионального образования не имел. Стилистически акварели Башкова близки работам И. Белоногова, но в то же время отличаются простотой, искренностью и любовью к мельчайшим деталям. Благодаря скрупулезному, почти картографическому стилю В. Г. Башкова, со множеством деталей (как в пейзажах, так и в архитектуре и бытовых зарисовках) его акварели можно считать свидетельством о повседневной жизни середины XIX века.
Представленная на виртуальной выставке акварель решена в модной для середины XIX века манере панорамы, широта и протяженность которой придают пейзажу особую торжественность и монументальность.
Работы В. Г. Башкова находятся в собраниях Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», Ярославского музея-заповедника, фонде Российской научной библиотеки.
«Ярославль 1920-х гг.»
Малыгин Александр Иванович (1890-1942) — художник, книжный иллюстратор.
Родился в Ярославле, получил художественное образование в Городских классах рисования, затем окончил одно из старейших в России Пензенское художественное училище. После возвращения в Ярославль в 1911–1915 годах работал помощником декоратора в театре им. Ф. Г. Волкова. С 1913 года художник был членом Ярославского художественного общества и регулярно представлял свои работы на выставках. В творчестве выбрал популярную в начале XX века тему русской провинции. Его картины о быте крестьян и русской деревни отличались легкостью, жизнерадостностью.
В июле 1918 года А. И. Малыгин стал свидетелем разрушения Ярославля во время белогвардейского антибольшевистского восстания (мятежа). В 1918-1920 гг. художник, находясь под впечатлением, создал целый ряд графических и акварельных работ о событиях тех дней. На своих акварелях Малыгин запечатлел пострадавшие здания и архитектурные памятники практически разрушенного Ярославля, а также представил свое видение реконструкции пострадавшего во время мятежа города. Работы Малыгин отличаются особой документальностью и точностью в передаче деталей.
В 1918-1921 годах Малыгин работал в Ярославской реставрационной комиссии — делал обмерные чертежи планов, фасадов, деталей декора зданий. С 1922 по 1929 год Александр Иванович исполнял обязанности первого заведующего и хранителя Ярославской художественной галереи.
Представленные на виртуальной выставке работы Александра Малыгина можно назвать документом для изучения истории Ярославля. На них и новые советские реалии, и полуразрушенные после мятежа древние храмы, и церкви, которых уже не увидишь в современном городе. В иной манере выполнена работа, открывающая зрителю Ярославль XVIII века. Это некий художественный вымысел, фантазия.
Работы А. И. Малыгина хранятся в Ярославском музее-заповеднике, Ярославском художественном музее, мемориальном музее Н. А. Некрасова «Карабиха».
Алякринский Петр Александрович (1892-1961) — живописец, график, театральный художник, плакатист.
Родился в Орле. В 1909-1910 гг. являлся вольнослушателем на курсах художников С. В. Иванова и А. М. Васнецова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1912 года начал работать в московских журналах, для которых выполнял шаржи, карикатуры, зарисовки.
В 1917 году переехал в Рязань на должность театрального художника, через год был приглашен преподавателем в Государственные свободные художественные мастерские в Ярославле, где жил до 1921 года, также занимая должность руководителя Художественного отдела РОСТА. В 1922 году переехал в Москву, где сотрудничал с журналами «Красная Нива», «30 дней», «Безбожник». Занимался оформлением книг в издательствах Гослитиздат, Детгиз и других. В числе прочих создал серии иллюстраций к «Аэлите» А. Н. Толстого, стихам Демьяна Бедного, станковый цикл «Московские типы».
Кисти П. Алякринского принадлежит ряд агитационных плакатов 1941-1945 гг., серия портретов выдающихся русских полководцев. В 1945 году Петр Александрович был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Представленная на выставке акварель «Святые ворота» выполнена в годы пребывания художника в Ярославле. На ней художник изобразил самую первую каменную постройку в Ярославле — Святые ворота Спасо-Преображенского монастыря.
Произведения художника находятся во многих музейных собраниях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном центральном музее современной истории, в частных коллекциях России, Великобритании и Франции.
«Ярославль в 1944-м»
Светлицкий Сергей Павлович (1913-1992) — художник, архитектор, член Союза художников СССР.
Родился в Санкт-Петербурге в семье архитектора П. П. Светлицкого. В 1931 году по рабочей путевке поступил в Ленинградский архитектурно-строительный технику, после окончания которого был зачислен на архитектурный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, который смог окончить только в 1945 году. Начало Великой Отечественной войны Светлицкий провел в Ленинграде, не имея возможности покинуть его из-за болезни жены. В это время художник написал цикл из 48 работ о жизни осажденного города в 1941-1942 гг. В 1942 году Сергей Павлович был эвакуирован в Ярославль, где находился филиал института им. И. Е. Репина. Находясь в Ярославле, художник создал серию акварелей, посвященных городу и усадьбе «Карабиха» в дни войны.
В 1944 году Светлицкий был направлен в Белоруссию, где принял участие в работе по восстановлению Минска, Гомеля, Могилева. В этот период была создана серия работ «Города Белоруссии в войне». 1946 году вернулся в Ленинград, где был принят на должность художника-реставратора в Государственном Эрмитаже. С 1953 года работал в Художественном фонде РСФСР, выполняя проекты крупных строящихся предприятий. Параллельно художник продолжал создавать циклы работ, например, по пушкинским и местам, по окрестностям Ленинграда и др.
Работы, посвященные Ярославлю в годы войны, были приобретены Ярославским краеведческим музеем. Часть из них представлена на нашей виртуальной выставке.
Рисунки С. П. Светлицкого находятся в собраниях музеев Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Минска.
«Ярославль послевоенный»
Козлова Калерия Александровна (1912-2002) — скульптор, архитектор, акварелист.
Супруга архитектора, художника Егоренкова Михаила Филипповича (1908-1980). В сферу деятельности Козловой К. А. входила разработка проектов жилых и общественных зданий, памятников садово-паркового искусства. Совместным проектом супругов стал «Памятник жертвам белогвардейского мятежа 1918 года», установленный в Ярославле в 1958 году.
В 1988 году Калерия Александровна передала серию своих работ, выполненных в технике акварели и гуаши, в Ярославский музей-заповедник. На рисунках, созданных в период с 1937 по 1950 годы, запечатлены памятники старинного древнерусского города: здания Спасо-Преображенского монастыря, древние ярославские храмы, которых не затронула Великая Отечественная война.