Ярославский музей‑заповедник

Собинов в Ла Скала. Триумфальный дебют

В 2024 году исполняется 120 лет с момента дебюта Л. В. Собинова на сцене прославленного миланского театра Ла Скала.

Автор текста: Аносовская А.В.

Нелегко решиться русскому артисту на такой ответственный шаг, тем более тенору. Ведь всем известно, что Италия — родина теноров.

Русскому артисту предстояло выйти на сцену театра, о котором мечтает и которого одновременно боится любой оперный певец.

Театр Ла Скала — заветная цель музыкантов всего мира и во все времена. Редкие певцы, даже из тех, кто был любимцем всей Италии, имели доступ в этот театр. Иностранным артистам попасть сюда было ещё труднее.

Собинов_в_ЛаСкала_01.JPG Собинов_в_ЛаСкала_02.JPG

21 декабря 1904 года состоялся дебют Д. В. Собинова в театре Ла Скала в опере Г. Доницетти «Дон Паскуале». Партия Эрнесто, которую исполнял артист, считалась вокально сложной для певцов. К тому же, к моменту дебюта Собинова, эта опера не шла на сцене Ла Скала 40 лет. Итальянские певцы избегали её, опасаясь провала.

В 1903 году Собинов знакомится с директором театра Ла Скала Тито Рикорди и дирижером Кампанини. Они не раз слышали его на сцене и считали одним из выдающихся певцов своего времени. Именно от них через импресарио Делилье он получил приглашение выступить в сезоне 1904/05 года в Ла Скала в опере «Дон Паскуале» Г. Доницетти. 4 августа 1904 года Собинов подписал с дирекцией контракт. Он приезжает в Италию ещё до начала театрального сезона, живёт в небольшом тихом городке Ливорно, готовится к первому итальянскому сезону, с маэстро Барбини тщательно разучивает партию Эрнесто. Собинов считал, что итальянский педагог, соотечественник композитора поможет ему скорее и вернее постигнуть замысел, стиль, манеру автора произведения. Не случайно опера не шла в этом прославленном театре 40 лет, так как не было тенора, способного петь в столь высокой тесситуре, захватывающей до-диез. «Она (партия) безумно высока и трудна» — писал Леонид Витальевич в одном из писем.

Собинов_в_ЛаСкала_03.JPG Собинов_в_ЛаСкала_04.JPG Собинов_в_ЛаСкала_05.JPG

Певец упорно работал. Ему не хватало brio (итальянского темперамента), но вскоре он им овладел. На репетициях Л. В. Собинов внимательно присматривается и прислушивается к тому, как поют его партнеры; что нового вносят в трактовку своих партий в сравнении с русской постановкой. Работал над вокальным и сценическим рисунком роли, серьёзно изучал итальянский язык. Вёл поиски исторически верных, соответствующих оперному либретто, костюмов, грима, пластики поведения. Первые репетиции прошли удачно. Это он почувствовал по отношению к себе курьера, швейцара, рабочих сцены и музыкантов оркестра.

Собинов_в_ЛаСкала_06.JPG Собинов_в_ЛаСкала_07.JPG

Опера «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти — фарс, не имеющий себе равных, один из последних образцов жанра оперы-буффа в её классическом виде. Очаровательная, смешная комедия ничуть не утратила своей популярности со времен её первых постановок, которые имели огромный успех еще в середине XIX века.

Это самая искусная работа в истории музыкального театра, основанная на многовековой традиции commedia dell’arte. Персонажи «Дона Паскуале» по традиции оперы-буффа напоминают героев старинной итальянской «комедии масок». Дон Паскуале — Панталоне, Эрнесто — Пьеро, Малатеста — Скарпино, Норина — Коломбину.

«Безумен тот, кто женится в немолодых годах, — он ищет горестей и беспокойства», — эти слова ставят точку в цепочке комических эпизодов, составивших сюжет оперы «Дон Паскуале», и мудро подытоживают злоключения главного героя, богатого старого холостяка, решившегося на брак и обманутого своим племянником Эрнесто и его юной невестой Нориной.

Собинов_в_ЛаСкала_08.JPG Собинов_в_ЛаСкала_09.JPG

Партнерами Собинова в опере «Дон Паскуале» стали выдающиеся итальянские певцы — сопрано Розина Сторкио, баритон Джузеппе де Люка, бас Антонио Пини-Корси. Первой репетицией с партнёрами Собинов остался доволен, а оркестровая репетиция и особенно успех у оркестра его окрылили. И всё же перед дебютом было много сомнений. Он нервничал.

Сразу после дебюта Собинов признавался: «Как у меня дрожали ноги от мысли, что мне придётся петь перед этой страшной аудиторией, для которой так священны традиции Scala, и которая в том, что касается пения, не пропустит ничего... Самый лучший исход, если она из уважения к артисту, промолчит после его партии...».

Из письма Л. В. Собинова. Милан. 22 декабря 1904 г.

Собинов_в_ЛаСкала_10.JPG Собинов_в_ЛаСкала_11.JPG Собинов_в_ЛаСкала_12.JPG

И вот настал этот день — 21 декабря, который принёс ему блестящий триумф.

Крики «bis» звучали на протяжении всего спектакля, при том, что в Ла Скала это явление исключительное. Артист вспоминал детали этого необычайного вечера, переживая лучшие мгновения вновь и вновь. 

Вот фрагмент его первого письма, написанного наутро, когда чувства от пережитого ещё не остыли.

Вчера был полный триумф... Волновался я очень, но владел собой отлично... Когда я вышел не сцену, раздались из публики восклицания. А вышел я очень хитро, сперва показал спину, а потом повернулся сразу лицом с меланхолическими к небу поднятыми глазами. Уже эти подробности тебе показывают, что я собой владел.
С первого же звука я почувствовал, что я в голосе. Первую же арию прервали в середине аплодисментами, да какими!!.. Знаешь, с этим шумом из кресел — bravo, bravo!..
Затем дружно аплодировали по окончании, и очень тепло вызывали после картины.
Ария второго акта была кончена под отличные аплодисменты.
Квартет заставили бисировать. Надо сказать, что по традициям, bis в Скала явление исключительное.
За серенаду требовали bis, но я был очень далеко от maestro, т. ч. он подождал и начал играть дуэт. Дуэт требовали bis также, но почему то maestro опять -таки пошёл дальше. После оперы вызывали всем театром трижды. Победа... полнейшая...

Из письма Л. В. Собинова. Милан. 22 декабря, 1904 г.

Собинов_в_ЛаСкала_13.JPG Собинов_в_ЛаСкала_14.JPG Собинов_в_ЛаСкала_15.JPG

Серенада Эрнесто из оперы Г. Доницетти «Дон Паскуале». Исполняет Заслуженный артист Императорских театров Леонид Собинов. Запись 1908 г.

Ещё до своего дебюта в Ла Скала Л. В. Собинов серьёзно работал не только над вокальным рисунком партии Эрнесто и актёрской игрой, но и уделял огромное внимание внешнему облику своего героя: парику, гриму, костюму. 

В музейной коллекции хранится два костюма, выполненных для Собинова-Эрнесто итальянским театральным художником Луиджи Сапелли, известным также под псевдонимом КАРАМБА. По-видимому, это был первый опыт сотрудничества артиста и художника. Их знакомство вскоре переросло в дружбу и Леонид Витальевич заказал Сапелли ещё несколько костюмов для оперных героев, которых он исполнял на сцене театра Ла Скала. 

Видел я рисунок моего personaggio — писал Леонид Витальевич из Милана — отлично сделан, прежде всего — с большим вкусом. Эпоха — среднее между Директорией и двадцатыми годами. Нечто между inkroyable и Вертером. Костюм весь в лиловых тонах... Парик гольдониановского стиля без буклей. Цвет — castaneo ...

Из письма Л. В. Собинова. Милан. 7 декабря 1904 г.

Требуются разъяснения, кто такие инкруаябли, упомянутые Собиновым в письме.

Инкруаябли (буквально «невероятные» ) и мервейёзы во Франции периода Директории (1795–1799) — это название модников и модниц из роялистски настроенной «золотой молодёжи», отличавшейся эксцентричностью в одежде и манере разговора.

Собинов_в_ЛаСкала_16.JPG Собинов_в_ЛаСкала_17.JPG Собинов_в_ЛаСкала_18.JPG

На дебют русского артиста откликнулись многие авторитетные итальянские газеты — «La Perseveranza», «Corriert della Sera», «Commercio», «Il Tempo», «Il Sole», «Sera Lombardia» и другие.

Вот некоторые отклики итальянских музыкальных критиков.

Тенор Собинов был откровением. Это голос — золотой, с металлическим блеском, выразительный и в то же время свободно льющийся, богатый звуком и подкупающей прелести. Это певец, который, взявшись за этот жанр музыки, трактует его с тонкостью голосовых модуляций, с мастерством передачи, внушённым чистейшими традициями, редко встречающимся у наших артистов. Его успех был велик и заслужен.

«La Perseveranza». 1904, 22 декабря.

В партии Эрнесто мы услышали нового для Милана певца — Собинова. Он обладает золотым голосом и прекрасной манерой пения. Тотчас же после его первого романса публика совершила над ним ’’крещение’’, предназначаемое ею исключительно для искусства. Собинов имеет перед собой великолепное блестящее будущее.

«Il Secolo», 1904, 22 декабря.

Молодой русский тенор Собинов, который, в скобках сказать, обладает отработанным итальянским выговором, — стал откровением, и его «крещение» в La Scala было одним из самых блестящих.

«Commercio», 1904, 22 декабря.

Собинов_в_ЛаСкала_19.JPG

Успех певца переживала вместе с ним и вся русская музыкальная общественность. В газете «Петербургские ведомости» появилась статья замечательного петербургского музыкального критика, искусствоведа Э. А. Старка.

Решиться на выход перед итальянской публикой может лишь тот певец, у которого... большой запас смелости, а получит триумф лишь тот, кто действительно обладает исключительным талантом. Такой триумф получил наш Собинов. Он только что закончил гастроли в La Scala, где спел 14 раз... оперу «Дон Паскуале». Признаюсь, что когда я узнал, что Собинов собирается выступать в Скала, то отнёсся к подобному факту скептически. Шаляпин собрал с итальянцев дань восторга, ну, так это бас... Но тенор, тенор! Ведь именно тенорами-то Италия и славится!.. При своим появлении перед петербургской публикой в 1901 году наибольший успех он имел всё-таки в партии Ленского. Тут ещё не было того бель канто, которым Собинов пленил публику в Скала. Но затем с каждым годом он совершенствуется, и в настоящее время найдите мне лирического тенора, который мог бы соперничать с ним лёгкостью и подвижностью голоса, бархатностью тембра, полной законченностью развития всех нот своего регистра. Отсутствием того, что называется провалом, мастерством дыхания, удивительнейшим piano и общей художественной законченностью передачи в связи с превосходной игрой.

Эдуард Старк (Зигфрид). «Петербургские ведомости», 1905, 5 марта.

Собинов_в_ЛаСкала_20.JPG Собинов_в_ЛаСкала_21.JPG Собинов_в_ЛаСкала_22.JPG

Погружение в итальянскую театральную жизнь, опыт партнёрства с известными итальянскими певцами, строгое и требовательное отношение к себе сформировали из Собинова певца, которому рукоплескали зрители самых знаменитых театров Европы.

В течении многих лет артист отправлялся в Италию, чтобы работать, совершенствоваться, овладевать всеми тонкостями итальянской вокальной школы. Он называл это «войти в строгую итальянскую школу». Не удивительно, что в конце творческого пути критики называли Собинова величайшим и последним на русской оперной сцене мастером «bel canto».