Ярославский музей‑заповедник

Всерьез и надолго

Автор текста: Горева А.В.

«Эту политику мы проводим всерьез и надолго, но, конечно, как правильно уже замечено, не навсегда»
В. И. Ленин
23 декабря 1921 г.

В марте 2021 года исполняется 100 лет с момента провозглашения в советской стране Новой Экономической Политики (сокращенно НЭП).

Ее проведение совпало с формированием иного миропорядка после завершения Первой мировой войны, а также становлением нового государства СССР со своим жизненным укладом, экономикой, политикой и культурой.

Главной целью новой политики стало скорейшее восстановление народного хозяйства и экономики, разрушенных Первой мировой и Гражданской войнами. Эта была вынужденная мера, никак не связанная с идеями и идеалами советского государства. Именно в этом современные историки и видят всю ее непоследовательность и противоречивость. Одни действия советского руководства были обусловлены объективными обстоятельствами, в которых оказалась Советская республика, другие следовали из логики революционных преобразований, третьи были унаследованы из сложных перипетий эпохи военного коммунизма.

Тем не менее, несмотря на значительные просчеты, за неполное десятилетие было проведено много жизненно необходимых молодому государству реформ. Рыночные отношения снова были легализованы, сформировалась банковская система страны. Были введены прямые и косвенные налоги, которые стали главным источником государственных доходов. Разрешалось использовать наемный труд, появилась возможность создания частных предприятий. Развивалась кооперация: потребительская сельскохозяйственная, культурно промысловая. Были восстановлены крупные ярмарки, открывались торговые биржи. В конце 1922 года в обращение была выпущена устойчивая валюта — советский червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле.

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Однако уже на раннем этапе государство старалось сдержать новую политику. Официально НЭП был свернут 11 октября 1931 года, но фактически это свершилось уже в октябре 1928 года, когда началось выполнение плана первой пятилетки.

В исторической литературе до сих пор нет однозначной оценки «эпохи» НЭПа. С идеологической точки зрения это был серьезный провал. Однако стабилизация экономики и последовавшие за ней изменения в жизни общества позволяют рассматривать этот период как удачный шаг советской власти в сложившихся обстоятельствах. Это было время больших перемен не только в хозяйственной, но и в социальной, политической, культурной сферах. Экономика была лишь стержнем, вокруг которого развивались события.

Виртуальная выставка «Всерьез и надолго» не претендует на всеобъемлющее рассмотрение периода НЭПа, его политических и экономических реформ. Она дает лишь несколько штрихов к жизни общества 20-х годов прошлого столетия, демонстрируя рисунки ярославских художников — свидетелей эпохи.

Работы связаны своей социальной направленностью, они показывают жизнь разных слоев общества периода НЭПа, будто иллюстрируя слова Владимира Ленина: «Эту политику мы проводим всерьез и надолго, но, конечно, как правильно уже замечено, не навсегда».

В собрании Ярославского музея-заповедника хранится коллекция рисунков советского художника и графика Григория Федоровича Базурина. Работы художника были переданы в музей в 1986 году самим автором.

Григорий Федорович Базурин (06.02.1896 — 1990 гг.) — советский театральный художник, живописец и график. Родился в деревне Павликово Диево-Городищенской волости Ярославской губернии (ныне Некрасовский район). Григорий Федорович принимал активное участие в Первой мировой войне, революционных событиях 1917 года. После революции работал в Рыбинске. Здесь он писал декорации к спектаклям, заведовал культурно-просветительской работой. Известен как один из организаторов и преподавателей рыбинской художественной студии (1919–1922 гг.). В 1922 году Базурин уехал учиться в Москву, где окончил Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Его преподавателями на курсах были известные советские художники-живописцы Сергей Васильевич Герасимов и Петр Петрович Кончаловский.

Григорий Федорович Базурин являлся участником многочисленных выставок и работал в области театрально-декорационного искусства в Свердловске и в Москве. Самыми известными его работами стали спектакли: «Взлет» во МХАТе (1930 г.); «Кармен» и «Тоска» (1931 г.) в Свердловском театре оперы и балета; «Риголетто» в Государственном академическом Большом театре (1934 г.). Опера «Риголетто» в его оформлении шла в Большом театре более 10 лет.

В годы Великой Отечественной войны Григорий Федорович являлся художником Третьего Белорусского фронта, выполнил цикл фронтовых рисунков. В 1942 году вошел в состав Союза художников СССР. После войны он оформлял ряд павильонов ВДНХ, спектакли народных театральных коллективов в Москве и Подмосковье. Художник вел активную творческую деятельность, принимал участие в художественных выставках. В настоящее время его работы хранятся во многих музеях страны.

В 1920-е годы Г. Ф. Базурин вошел в состав АХР (Ассоциацию художников революции) — крупнейшего объединения советских художников, графиков и скульпторов среди прочих творческих групп своего времени.

Цель, которую ставили живописцы, входящие в объединение — приобщение к сфере культуры простых рабочих и крестьян. Члены Ассоциации считали, что живопись должна быть простой и понятной даже малообразованным людям, которые ещё только тянутся к знаниям. В доступной форме она должна рассказать советскому человеку о советской действительности: успехам в сельском хозяйстве, индустриализации, политическом устройстве.

Дополнительно «ахровцы» порой использовали в своих работах мотивы советской агитации с элементами модного тогда конструктивизма.

В своих рисунках Базурин показывает окружающую его повседневную жизнь, советский быт и труд. В основном художник работает в реалистическом стиле, утвержденном в АХР как единственно верный и доступный для понимания простого советского человека.

NEP_6.JPG NEP_7.JPG NEP_8.JPG

NEP_9.JPG NEP_10.JPG NEP_11.JPG

Работы Ярославского коллектива художников «Изо» 1920-х годов, наоборот, пропитаны едкой сатирой и иронией к так называемым «перекупщикам и торгашам». Именно такими художники видят новую социальную группу «нэпманов» — людей, имевших определенные навыки коммерческой деятельности, «мелких предпринимателей, торговцев, спекулянтов, лавочников, не озабоченных романтикой революции и идеями о всеобщем счастье». По своему политическому, социальному и экономическому положению представители этого слоя резко отличались от прочего населения. Согласно действовавшему в 1920-е годы законодательству, они лишались избирательных прав, возможности учить своих детей в одних школах с детьми других социальных групп населения, не могли легально выпускать свои газеты, не призывались на службу в армии, не были членами профсоюзов и не занимали должности в государственном аппарате.

Советское государство по-своему использовало этих людей и вело против них своеобразную пропаганду. Подобные карикатуры являлись частью государственной политики.

Все рисунки поступили в Ярославский музей-заповедник в 1956 году из Областного художественного музея.

NEP_1.JPG NEP_2.JPG NEP_3.JPG

NEP_4.JPG NEP_5.JPG