Ярославский музей‑заповедник

Ярославль, открытый археологами

к 1010-летию основания города

Текст: Артемьева Н.В.

В 2010 году Ярославль — древнейший город крепость на Волге — отмечает свой 1010-й день рождения. Хоть дата и не является юбилейной, но является поводом вновь обратиться к древнейшей истории нашего города и, конечно, к моменту его основания.

В традиционной исторической науке за точку отсчета истории Ярославля давно принят 1010 год. То, что город был основан не позднее этой даты, научно обосновал историк и один из самых известных ярославский краеведов второй половины XX века Михаил Германович Мейерович. Его точка зрения, которая впоследствии была признана официальной наукой, базируется на анализе различных источников. По гипотезе М. Г. Мейеровича, в 988 году, после крещения Руси, великий князь Киевский Владимир направил своих сыновей в качестве наместников в разные русские города. В Ростове был посажен князь Ярослав, правивший здесь до 1010 года. После смерти старшего брата Вышеслава Ярослав поехал на княжение в Новгород. В устье реки Которосль в то время располагалось селище Медвежий угол. Заботясь о безопасности центра княжества — города Ростова — князь Ярослав обратил серьезное внимание на стратегически выгодное положение Медвежьего угла. Жители поселения оказали упорное сопротивление княжеской дружине («Сказание о построении града Ярославля», записанное в XVIII веке, сообщает о столкновениях с князем, в том числе о его поединке со «зверем лютым»), но были вынуждены уступить силе. На месте селища Ярослав повелел основать город и срубить церковь в честь Пророка Илии.

Состоятельность гипотезы М. Г. Мейеровича о дате основания Ярославля подтвердили крупномасштабные археологические раскопки на территории Рубленого города — самой древней территории Ярославля, которые с 2004 года и по сей день проводят сотрудники Института археологии Российской Академии наук (г. Москва). Обнаруженные в ходе раскопок артефакты доказывают, что в начале XI века на территории современного Ярославля было довольно крупное поселение, имевшее развитое ремесло и устойчивые торговые связи по водным путям даже с иностранными государствами.

Все находки, обнаруженные в ходе раскопок, пополнили собрание коллекции археологии Ярославского музея-заповедника. На нашей виртуальной выставке у вас есть возможность познакомиться с частью этих находок, рассказывающих о повседневной жизни и быте ярославцев в XI-XV вв.

Первые археологические изыскания в Ярославле начались в конце 1930-х годов на территории Рубленого города (Кремля), где ранее располагался Успенский собор. Это были охранные исследования, так как в этом месте планировалось строительство Дома Советов. На участке, примыкавшем к апсидам храма, в 1937 году проводились разведки под руководством профессора, историка архитектуры М. К. Каргера и доктора исторических наук, археолога П. Н. Третьякова. Коллекция находок, полученных в результате этих работ, включала в себя архитектурные детали, предметы быта XVII-XIX веков и фрагменты керамики. Все это позволило составить первичное представление о характере и датировке культурного слоя на территории древнейшей части Ярославля.

В 1940 году по заданию Ярославского областного краеведческого музея, археолог и историк архитектуры Н. Н. Воронин проводил археологические раскопки на месте разобранного Успенского собора. Был заложен раскоп 100 квадратных метров и 14 шурфов. Главной целью этих работ была локализация более ранних зданий — соборов XIII-XVI веков, однако малая площадь раскопок и несовершенная методика исследования не привели Н. Н. Воронина к однозначным выводам.

Следующий этап раскопок на территории Рубленого города приходится на 1990-е годы. Это было связано с планируемыми строительными работами в исторической части города. Охранные исследования проводились археологической экспедицией Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова под руководством В. В. Праздникова. Было заложено несколько небольших по площади раскопов. Результаты этих исследований добавили новые факты о древнейшей истории Ярославля, но малый масштаб работ вновь не позволил восстановить целостную картину жизни древнего Ярославля.

Качественно новый этап в археологическом исследовании города начался в 2004 году, когда Администрацией Ярославской области было принято решение восстановить на Стрелке Успенский собор. В связи с этим на древнейшей территории Ярославля впервые в истории города начались полномасштабные исследования, которые положили начало целому ряду крупных археологических работ и открытий в исторической части города. Раскопки проводились специально созданной Ярославской экспедицией Отдела охранных раскопок Института Археологии РАН (руководитель работ — А. В. Энговатова, заместитель директора Института Археологии РАН.) В ходе работ был раскрыт фундамент Успенского собора XVII века, были обнаружены остатки городского вала и рва XI века, несколько погребальных комплексов, относящихся к началу XIII века, в которых были обнаружены коллективные захоронения, а также предположительно княжеский двор XII века.

Исследования Института археологии стали первым систематическими раскопками на древнейшей территории Ярославля. Опровергая многочисленные догадки, гипотезы и домыслы, археологические изыскания дали возможность достоверно утверждать, что уже в первой половине XI века на этом участке возникло укрепленное поселение — город.

Возникновение города

В период основания Ярославля Ростовская земля имела неоднородный этнический состав. Здесь одновременно проживали финно-угорское племя меря и славяне.

На берегах озера Неро меряне появились в VII веке, расселяясь у ручьев и оврагов или на берегах рек. С IX века на территорию Ярославского Поволжья началось проникновение славян. Скорее всего, сначала это были представители словен новгородских и кривичей, а позднее и вятичи. Они создавали здесь новые поселения, а иногда оседали на уже обжитых землях. Местное мерянское население довольно быстро было ассимилировано славянами, находившимися на более высокой ступени общественного и культурного развития.

В конце X — начале XI века Ростовская земля превратилась в одно из крупных древнерусских княжеств. Для укрепления своей власти князья использовали наемную профессиональную армию, состоявшую в основном из скандинавов, что подтверждают археологические находки из Тимеревского, Михайловского и Петровского могильников, расположенных рядом с Ярославлем.

26.jpg 27.jpg

В 987 году ростовским князем стал Ярослав Владимирович, впоследствии великий князь Киевский, получивший прозвище Мудрый. Именно с именем этого князя связывают основание Ярославля. Обнаруженные археологами на территории слияния Волги и Которосли артефакты, а именно: большое количество фрагментов лепной керамики, фибулы, разнообразные стеклянные восточные бусы и даже арабская монета (дирхем), собственно остатки деревянных внутривальных конструкций — городней, несомненно подтверждают существование поселения на территории Рубленого Города в Ярославле в XI века.

20.jpg 19.jpg 18.jpg 17.jpg

Археологические раскопки Института Археологии РАН не только позволили получить исторические артефакты и материалы, свидетельствующие о существовании города в начале XI века, но и составить представление о жизни средневекового города и его жителей.

Предметы быта

Значительное место среди находок, обнаруженных при раскопках древнейшей территории Ярославля, занимают орудия труда и металлические предметы быта.

Археологи обнаружили большое количество ножей. По форме они мало чем отличаются от современных. Это не случайно: выработав технологически оптимальную форму, предмет может дальше типологически не развиваться. Так произошло, например, с ножом. Большинство ярославских ножей имеют лезвие с черенком, на которые насаживаются костяная, бронзовая или деревянная обоймица. Ручка для ножа изготавливалась из дерева или кости.

23.jpg

Ножи отличались своей формой в зависимости от функционального назначения. К универсальным относят хозяйственно-кухонно-столовые ножи. Были специальные ножи для работы по дереву. Их отличал загнутый кончик лезвия, необходимый для удобства в работе. Ножи для раскройки кожи имели широкое полукруглое лезвие. В быту ножи ценились. Если нож ломался, его не выбрасывали, а поновляли.

Также к относительно мало менявшимся за века бытования предметам относят такие оружия труда, как топор, серп, коса. Эти предметы редко можно встретить при раскопках в городе, но в Ярославле они были обнаружены.

02.jpgВ средневековых городах боялись татей (воров), воровство было нередким явлением. Поэтому люди старались запереть все, начиная от дворовых ворот и заканчивая сундуками, ларцами и шкатулками. В ходе раскопок в Ярославле были найдены разнообразные металлические замки: от 15-сантиметровых до самых миниатюрных. Количество замков, обнаруженных при раскопках в Ярославле, исчисляется сотнями, собственно как и ключей, которые бы открывали эти замки. В богатых домах даже была должность ключника, хранившего ключи. Он имел доступ ко всем замкам и имел огромную связку разнообразных ключей.


01.jpgК личным бытовым предметам древних ярославцев можно отнести гребни. Гребни могли использовать как для расчесывания волос, так и для обработки шерсти или нанесения узора на керамике. Гребни бытовали как деревянные, так и костяные. Технология изготовления костяных гребней была сложнее, чем деревянных. Ремесленники изготавливали их сырья, которого в любом средневековом городе было предостаточно — костей дикий и домашних животных. Сначала кость распаривали в горячей воде, распрямляли, после этого резали на пластины и делали пропилы — зубья будущего гребня. Гребни могли иметь прямоугольную или трапециевидную форму, размеры от обычных до миниатюрных. Последние предназначались либо для расчесывания детей, либо для бороды и усов. На гребень обязательно наносили геометрический орнамент, чаще всего в виде нескольких параллельных или зигзагообразных линий. Большая часть гребней — двусторонние.

Одежда

Находки в ходе раскопок в Ярославле в слоях, датируемых XI-XIII вв., большого количества пряслиц, деталей ткацких станков, указывают на то, что в ранний период существования города каждая хозяйка самостоятельно пряла и ткала из нитей грубое сукно и холст, из которых потом мастерила одежду. В более поздние периоды этим стали заниматься уже главным образом специалисты-ремесленники, хотя домашнее ткачество продолжало существовать еще очень долго.

Нити пряли из шерсти домашних животных, а также льна, конопли, крапивы. По мнению археологов, лен и коноплю выращивали в сельской округе близ Ярославля, затем сырье доставляли в город для дальнейшей обработки.

Находки на территории Ярославля железных иголок, пружинных и шарнирных ножниц, шильев, наперстков, говорит о существовании в городе профессиональных портных. Для простолюдинов они шили одежду из грубого домотканого полотна, для знати — из дорогого привозного шелка и византийских аксамитов. Одежда уже в те далекие времена была призвана подчеркнуть статус человека.

Большинство обнаруженный при в раскопках Ярославле фрагментов текстиля окрашены в коричневый цвет. Этот цвет вообще характерен для Средневековья. Коричневые красители, таниды, вырабатываются многими растениями, поэтому были легкодоступны. Цвет также получали из отвара луковой шелухи, некоторых лишайников, из коры ольхи, сливы, крушины. Кроме коричневого цвета для средневекового русского города также характерен цвет отбеленного льна. Примечательно, что в костюме горожанина обязательно присутствовали детали красного цвета, ведь «красный» значило «красивый».

06.jpg

Для изготовления одежды широко использовалась овчина, а также скора — меха диких зверей (куницы, лисы, песца, белки, волка). Мех медведя практически не встречается при раскопках в Ярославле, хотя немногочисленные кости этого животного со следами кухонной разделки археологи находили.

Одежда богатого человека от одежды простолюдина отличалась не только тканью, но и количеством составляющих костюм переметов, богатством украшений.

Рукава рубах были узкими, до кистей рук. Верхние праздничные рубахи и мужчин и женщин имели длинные рукава, собиравшиеся в складки и закрепленные на запястье браслетами. Но раскопки в Ярославле говорят о том, что уже в XIII веке горожане носили одежду, рукава которой застегивались на пуговицы.

Важную роль играли пояса. Это был и оберег от злых духов, и в то же время аксессуар, на который прикрепляли кошели, сумки (калиты), ножны, чехлы для гребенок. У каждого пояса была своя роль: мужской кожаный пояс был показателем высокого социального положения, свадебные пояса передавались по наследству, внутренним поясом бабы под сарафаном подвязывали нижнюю рубаху для тепла.

11.jpg

Украшения

Среди всех обнаруженных во время раскопок украшений особенно много разнообразных стеклянных браслетов. Чаще всего эти находки встречались в слоях XI-XIII вв., где их количество исчисляется тысячами. Первоначально стеклянные браслеты привозили на Русь из Византии. Затем их стали делать в древнерусских городах — Киеве, Новгороде, Смоленске. Браслеты всегда круглые, но при этом их делали гладкими, кручеными, витыми, рубчатыми. Также был богатый выбор цветовой гаммы: от черных и бесцветных до коричневых, желтых, зеленых, бирюзовых. Браслеты также были и металлические, выполненные из бронзы или меди, реже серебряные. Браслеты носили поверх рукава рубахи, фиксируя складки рукава на запястье. Праздничным украшением в городах были браслеты двустворчатые, состоящие из двух захлопывающихся створок. Металлические браслеты украшали разнообразным орнаментом.

03.jpg 05.jpg 16.jpg

Частой находкой во время раскопок становились бусы. Их изготавливали как из стекла, так и из янтаря и металла. Основные цвета бусин — желтый, зеленый, синий, красный. Бусы носили в виде ожерелий. Известно, что мода на бусы менялась довольно часто, и сейчас археологи могут по форме, цвету и орнаменту бус сказать, к какому времени они относятся.

Шею женщин украшали гривны — украшения в виде обруча из бронзы, меди или драгоценных металлов. Гривны встречаются как гладкие, так и витые. В XII-XIV вв. это было исключительно женское украшение.

Исключительно женским украшением также были шумящие подвески. Эти украшения в виде реалистичных или стилизованных птиц, зверей (утки, коня, зайца, бобра) являлись амулетами. Подвески были как объемными, так и плоскими. Особенностью шумящих привесок было то, что при ходьбе они звенели, что должно было отпугивать злых духов. Такие подвески женщины носили на цепочках на груди, левом плече или у пояса.

15.jpg 24.jpg

При раскопках в Ярославле был обнаружен набор для ювелирного производства: приспособления для плавления металла — тигли, сосуды для разлива металла по формам — льячки, сами литейные формы. Это говорит о том, что найденные украшения не были привозными, а среди ярославцев имелись и свои «ювелиры».

Перстни — одна из самых многочисленных археологических находок в Ярославле, относящаяся к украшениям. Перстни, кольца в древнерусском городе носили все: женщины, мужчины, дети. Часто перстни повторяли форму браслетов, поэтому встречаются витые, плетеные кольца. Некоторые перстни имели вставки из разноцветного стекла зеленого, синего, черного цвета. Под заказ для владельца делали печатные перстни. Изображение печати перстня (птиц, зверей, геометрических фигур) служи личным знаком владельца. Именно их оттиск скреплял восковую печать на важном письме или донесении.

12.jpg 13.jpg

Развлечения

Археологические раскопки на территории Рубленого города в Ярославле дали интереснейших материал о развлечениях древних ярославцев.

Удивительным открытием для ученых стало обнаружение в Ярославле ряда шахматных фигурок различных видов. Это и ладья, и ферзь, и слон, которые даже отдаленно не похожи на современные шахматы. Абстрактные шахматные фигурки находили и в других древнерусских городах (Москва, Великий Новгород). Несмотря на запрет церкви на игру в шахматы, эта игра завоевала большую популярность и стала неотъемлемой частью бытовой культуры. Широкое распространение на Руси она получила в XIII веке, этим же временем датируется и первое письменное упоминание о ней. Шахматы выполнены из кости, и то мастерство, с которым они сделаны, говорит о высочайшем уровне развития косторезного ремесла в Средневековье.

10.jpg

Если в шахматы играли исключительно взрослые, для детей были предназначены свои игры. При раскопах в Ярославле было найдено несколько полых глиняных предметов в форме яйца, украшенных цветной поливной глазурью. Это так называемые яйца-писанки. Внутрь такого пустотелого яйца помещали шарик и использовали писанку как детскую погремушку.

Также было обнаружено несколько фрагментов свистулек, предметов в виде фигур человека. Вероятно, они были предназначены для детских игр.

07.jpg 09.jpg 04.jpg 14.jpg 08.jpg

Вислые печати

Кроме бытовых предметов, по время раскопок в Ярославле были обнаружены и атрибуты княжеской власти. Так, впервые за все время археологических изысканий в нашем городе были обнаружены уникальные артефакты: найдены свинцовые вислые актовые печати XII-XIII вв., которые служили для скрепления важных юридических документов. Вислые печати — довольно редкая археологическая находка, в Ярославле же с момента начало раскопок их найдено уже пять. Одна из найденных печатей принадлежала первому ярославскому князю Всеволоду (Иоанну) Константиновичу (1210-1238 гг.), внуку Всеволода Большое Гнездо. Всеволод получил ярославские земли во владение после смерти своего отца, великого князя Владимирского Константина Всеволодовича. Погиб первый ярославский князь в летописной битве с золотоордцынцами 4 марта 1238 года на реке Сить.

25.jpg

Все эти и множество других, не представленных на нашей виртуальной выставке, археологических предметов дают представление о повседневной жизни средневекового города, жизни, быте горожан и их занятиях. Более подробно с материалами, найденными во время раскопок в Ярославле, можно познакомиться в Отделе истории Ярославского музея-заповедника и узнать об одной из самых трагических страниц в жизни города — разорении его войском Золотой Орды в 1238 году и относящихся к этому времени коллективных захоронениях.

21.jpg 22.jpg