Ярославский музей‑заповедник

Прошел VIII Межрегиональный фестиваль керамики «Живая глина»

03.07.2023

В минувшие выходные в Ярославском музее-заповеднике прошел VIII Межрегиональный фестиваль керамики «Живая глина». Фестиваль, вот уже восьмой год объединяющий профессионалов гончарного круга и любителей древнейшего мастерства, стал настоящим праздником творчества как для участников, так и для многочисленных зрителей. И даже субботний проливной дождь, испытывающий терпение гостей фестиваля, не испортил настроения и не погасил азарт участников.

Председатель жюри, заслуженный художник России Елена Пасхина рассказала: этот фестиваль необычен тем, что впервые среди участников — только самые сильные мастера России, которые уже стали победителями «родственных», керамических и гончарных, фестивалей в других регионах страны. Елена Васильевна призналась, что не со всеми участниками «Битвы керамистов» была знакома ранее, но уровень конкурсантов этого года ее очень радует:

Однако и выбрать лучшего мастера из этих достойнейших — очень непростая задача, оценки отличаются буквально в полбалла, конкурсанты идут, что называется, ноздря в ноздрю.

Одна из участниц «Битвы керамистов» — Анна Третьякова. Она родом из Челябинской области, хотя сейчас живет и учится в Москве, в знаменитой Строгановке. Пожалуй, из всех конкурсантов у Анны самый длинный список наград в творческом досье: это и Гран-при конкурса «Урал многоликий», и неизменное звание лауреата разных степеней на всероссийском конкурсе «Урал мастеровой», на международном Сибирском фестивале керамики... И это только за последние два года!

Керамикой Анна Третьякова занимается лет восемь. Придя случайно в керамическую мастерскую в качестве менеджера, нашла себя совсем в иной ипостаси — за гончарным кругом, и так это занятие ее затянуло, что привело девушку на студенческую скамью одного из престижных столичных творческих вузов страны. К получению профессии реставратора керамики Анна Третьякова пошла сложным путем — от практики к теории. Завсегдатай разных фестивалей, Анна очень высоко оценила то, как был организован фестиваль «Живая глина»:

С точки зрения организации конкурса — все безукоризненно: ты четко понимаешь, что, где и когда происходит, и также знаешь людей, которые готовы дать тебе ответы на все эти вопросы, если что-то пошло не так. Но сбоев за два дня работы фестиваля не было ни разу. Очень удобные рабочие места для участников. Мне очень понравились задания, при выполнении которых ты должен был показать не только уровень своей технической подготовки, но и продемонстрировать свое художественное видение. Это здорово, нигде подобного я не встречала.

Музейный фестиваль, восьмой по счету, принимал лучших керамистов и мастеров гончарного круга из восьми областей РФ. Все символично. Среди участников — москвич Андрей Копылов, победитель «Живой глины» в 2019 и 2021 годах; гость из Краснодара Александр Коваленко, победитель конкурса «Формирование с закрытыми глазами» на VI Международном фестивале гончаров в Уфе в 2016 году; Валентин Криворотов из Подмосковья — неизменный участник «Живой глины», на прошлом фестивале выступал в качестве члена жюри; многие другие.

Один из креативщиков и организаторов фестиваля — член жюри Алексей Золотов. Он отметил, что впервые организаторами подготовлена своеобразная «Аллея славы», когда помост, на котором выставляются конкурсные работы участников, отмечен стендом с фотографией мастера, а небольшое досье, присутствующее здесь же, расскажет любопытному зрителю о предшествующих творческих удачах конкурсанта. 

— Это очень хороший ход, — считает Алексей Золотов, — когда зритель знает «своих героев» в лицо. Ярославский фестиваль «Живая глина» неизменно держит марку и умеет удивлять: в прошлом году у нас была женская лига, среди участников «Битвы керамистов» были только женщины, чего нигде и никогда ни на одном фестивале не только в России, но и за рубежом не было. В этом году мы придумали соревнования сильнейших, и это тоже поднимает профессиональный статус нашего фестиваля. 

Алексей Золотов мечтает о том времени, когда выстроится очередь из сильнейших мастеров керамики, желающих принять участие на «Живой глине», и верит, что это время — не за горами. Но при этом Алексей Золотов смотрит на вещи трезво и рассуждает здраво: 

Нам необходимо поднимать общий уровень мастерства наших участников. Когда бываешь на аналогичных фестивалях в Европе или Азии, имеешь возможность сравнить насколько высок технологический и художественный уровень тех участников. У нас в России народ очень талантливый, много креатива, но многим не хватает мастерства, знания технологий, каких-то профессиональных приемов, и, если нужно, я готов помогать и делиться опытом. 

Насколько креативны наши мастера, можно было убедиться на маркете керамики. Более 50 мастеров из 20 регионов России продемонстрировали, чем они богаты и чем готовы порадовать покупателей. Екатерина Сайгушкина прилетела с Сахалина («восемь часов на самолете, четыре часа в поезде и мы здесь»), привезла керамические изделия, выполненные в уникальной технологии тончи — народа, проживающего на Сахалине.

— Ну зачем вы делаете все так красиво??? Ведь невозможно выбрать!!! — этот вопль души девочки-покупательницы можно смело брать девизом прошедшего маркета. Глаза, действительно, разбегались, чего только не было представлено на лотках: от дорогущего костяного фарфора, легкого и невесомого как перышко, до разноцветной россыпи бусин всех фасонов — набирай, что приглянулось, нанизывай сама на шнурок, вот тебе и браслет или ожерелье с собственным дизайном. 

Пожалуй, рекордное число мастер-классов было проведено в этом году, в том числе и бесплатных, организаторы которых, различные молодые студии керамики и гончарного дела Ярославля, могли заявить о себе. Татьяна и Оливия, мать и дочь, слепили на двоих три плошки разных фасонов, остались очень довольны. Татьяна радуется, что подобные фестивали с большой доступностью мастер-классов для всех желающих появились и в нашем городе. 

Вообще уровень интереса посетителей к искусству керамики, к истории этого древнейшего ремесла очень высок. На публичной лекции лекция Александра Поверина «Формы московской чернолощеной утвари XVII века и тайна их исчезновения», которая состоялась в зале «Классика» не было ни одного свободного места. Аншлаг был и на традиционном мастер-шоу заслуженного художника России Елены Пасхиной. Свою творческую работу Елена Васильевна назвала «Догони-ветер» и посвятила ее 200-летию со дня рождения Константина Ушинского. А что это за «Догони-ветер» такой, зрителям рассказали артисты Ярославского театра кукол Никита Тимошин и Людмила Морозова, разыграв сказку Ушинского «Слепая лошадь». 

Огромные толпы зрителей собирались и на все четыре выступления петербургского театра «Папьемашенники». От культуры старинного площадного, петрушечного театра, представления которого построены на импровизации и на живом общении со зрителями разных возрастов, мы уже отвыкли. Однако новое — хорошо забытое старое, и Всеволод Мизенин, основатель и руководитель народного театра Петрушки, отлично это понимает. Его театр — это новое поколение бродячих потешников, и с задачей возвращения почти канувшего в Лету уличного балагана он справляется мастерски. Хохот на его представлениях стоял оглушительный, с тем же энтузиазмом зрители ему и аплодировали.

VIII Межрегиональный фестиваль керамики «Живая глина» стал историей. Пора готовиться к новому фестивалю, не правда ли?

Полный фотоотчет фестиваля в группе Вконтакте