В минувшие выходные в Ярославском музее-заповеднике прошел VIII Межрегиональный фестиваль керамики «Живая глина». Фестиваль, вот уже восьмой год объединяющий профессионалов гончарного круга и любителей древнейшего мастерства, стал настоящим праздником творчества как для участников, так и для многочисленных зрителей. И даже субботний проливной дождь, испытывающий терпение гостей фестиваля, не испортил настроения и не погасил азарт участников.
Председатель жюри, заслуженный художник России Елена Пасхина рассказала: этот фестиваль необычен тем, что впервые среди участников — только самые сильные мастера России, которые уже стали победителями «родственных», керамических и гончарных, фестивалей в других регионах страны. Елена Васильевна призналась, что не со всеми участниками «Битвы керамистов» была знакома ранее, но уровень конкурсантов этого года ее очень радует:
Одна из участниц «Битвы керамистов» — Анна Третьякова. Она родом из Челябинской области, хотя сейчас живет и учится в Москве, в знаменитой Строгановке. Пожалуй, из всех конкурсантов у Анны самый длинный список наград в творческом досье: это и Гран-при конкурса «Урал многоликий», и неизменное звание лауреата разных степеней на всероссийском конкурсе «Урал мастеровой», на международном Сибирском фестивале керамики... И это только за последние два года!
Керамикой Анна Третьякова занимается лет восемь. Придя случайно в керамическую мастерскую в качестве менеджера, нашла себя совсем в иной ипостаси — за гончарным кругом, и так это занятие ее затянуло, что привело девушку на студенческую скамью одного из престижных столичных творческих вузов страны. К получению профессии реставратора керамики Анна Третьякова пошла сложным путем — от практики к теории. Завсегдатай разных фестивалей, Анна очень высоко оценила то, как был организован фестиваль «Живая глина»:
Музейный фестиваль, восьмой по счету, принимал лучших керамистов и мастеров гончарного круга из восьми областей РФ. Все символично. Среди участников — москвич Андрей Копылов, победитель «Живой глины» в 2019 и 2021 годах; гость из Краснодара Александр Коваленко, победитель конкурса «Формирование с закрытыми глазами» на VI Международном фестивале гончаров в Уфе в 2016 году; Валентин Криворотов из Подмосковья — неизменный участник «Живой глины», на прошлом фестивале выступал в качестве члена жюри; многие другие.
Один из креативщиков и организаторов фестиваля — член жюри Алексей Золотов. Он отметил, что впервые организаторами подготовлена своеобразная «Аллея славы», когда помост, на котором выставляются конкурсные работы участников, отмечен стендом с фотографией мастера, а небольшое досье, присутствующее здесь же, расскажет любопытному зрителю о предшествующих творческих удачах конкурсанта.
— Это очень хороший ход, — считает Алексей Золотов, — когда зритель знает «своих героев» в лицо. Ярославский фестиваль «Живая глина» неизменно держит марку и умеет удивлять: в прошлом году у нас была женская лига, среди участников «Битвы керамистов» были только женщины, чего нигде и никогда ни на одном фестивале не только в России, но и за рубежом не было. В этом году мы придумали соревнования сильнейших, и это тоже поднимает профессиональный статус нашего фестиваля.
Алексей Золотов мечтает о том времени, когда выстроится очередь из сильнейших мастеров керамики, желающих принять участие на «Живой глине», и верит, что это время — не за горами. Но при этом Алексей Золотов смотрит на вещи трезво и рассуждает здраво:
Насколько креативны наши мастера, можно было убедиться на маркете керамики. Более 50 мастеров из 20 регионов России продемонстрировали, чем они богаты и чем готовы порадовать покупателей. Екатерина Сайгушкина прилетела с Сахалина («восемь часов на самолете, четыре часа в поезде и мы здесь»), привезла керамические изделия, выполненные в уникальной технологии тончи — народа, проживающего на Сахалине.
— Ну зачем вы делаете все так красиво??? Ведь невозможно выбрать!!! — этот вопль души девочки-покупательницы можно смело брать девизом прошедшего маркета. Глаза, действительно, разбегались, чего только не было представлено на лотках: от дорогущего костяного фарфора, легкого и невесомого как перышко, до разноцветной россыпи бусин всех фасонов — набирай, что приглянулось, нанизывай сама на шнурок, вот тебе и браслет или ожерелье с собственным дизайном.
Пожалуй, рекордное число мастер-классов было проведено в этом году, в том числе и бесплатных, организаторы которых, различные молодые студии керамики и гончарного дела Ярославля, могли заявить о себе. Татьяна и Оливия, мать и дочь, слепили на двоих три плошки разных фасонов, остались очень довольны. Татьяна радуется, что подобные фестивали с большой доступностью мастер-классов для всех желающих появились и в нашем городе.
Вообще уровень интереса посетителей к искусству керамики, к истории этого древнейшего ремесла очень высок. На публичной лекции лекция Александра Поверина «Формы московской чернолощеной утвари XVII века и тайна их исчезновения», которая состоялась в зале «Классика» не было ни одного свободного места. Аншлаг был и на традиционном мастер-шоу заслуженного художника России Елены Пасхиной. Свою творческую работу Елена Васильевна назвала «Догони-ветер» и посвятила ее 200-летию со дня рождения Константина Ушинского. А что это за «Догони-ветер» такой, зрителям рассказали артисты Ярославского театра кукол Никита Тимошин и Людмила Морозова, разыграв сказку Ушинского «Слепая лошадь».
Огромные толпы зрителей собирались и на все четыре выступления петербургского театра «Папьемашенники». От культуры старинного площадного, петрушечного театра, представления которого построены на импровизации и на живом общении со зрителями разных возрастов, мы уже отвыкли. Однако новое — хорошо забытое старое, и Всеволод Мизенин, основатель и руководитель народного театра Петрушки, отлично это понимает. Его театр — это новое поколение бродячих потешников, и с задачей возвращения почти канувшего в Лету уличного балагана он справляется мастерски. Хохот на его представлениях стоял оглушительный, с тем же энтузиазмом зрители ему и аплодировали.
VIII Межрегиональный фестиваль керамики «Живая глина» стал историей. Пора готовиться к новому фестивалю, не правда ли?